Людмила Федоровна Дмитриева
Стратегия взаимодействия. Организация межличностного взаимодействия в работе с детьми старшего дошкольного возраста и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегия взаимодействия.
Организация межличностного взаимодействия в работе с детьми старшего дошкольного возраста и детьми с ОВЗ, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях
Подготовила: педагог-психолог
Дмитриева Людмила Федоровна
учитель-логопед Потапова Елена Сергеевна
Публикация «Стратегия взаимодействия, Организация межличностного взаимодействия в работе с детьми старшего дошкольного возраста и детьми» размещена в разделах
Тема, эта очень актуальная и сложная, так как проблема межличностного взаимодействия и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья стоит остро в современном обществе. Но именно в старшем дошкольном возрасте формируется база большинства нравственных ценностей, закладываются основы межличностного взаимодействия и самооценки.
Важнейший фактор формирования личности ребенка дошкольного возраста – это общение. Через общение, одно из основных условий развития ребенка, идет познание самого себя и оценка, посредством других людей. Взаимодействие с социумом, общение, влияет на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, помогает их социализации и интеграции в общество. Путем специально организованного обучения и воспитания мы помогаем этим детям достичь значительных успехов в развитии общения.
В нашем образовательном учреждении педагоги и специалисты уделяют особое внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков.
Взаимодействие специалистов, интеграция, обеспечивает решение индивидуальных проблем детей и служит основой для разработки индивидуального образовательного маршрут а. В индивидуальных планах работы с детьми, картах коррекционно-педагогического сопровождения ребенка, в тетрадях взаимосвязанной работы всех специалистов представлена система поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Творческий союз участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса, объединенных общими целями, организует коррекционно-образовательное пространство и выстраивает процесс развития.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада осуществляется по следующим направлениям:
- фронтальная работа по развитию толерантности у дошкольников;
- индивидуальная, групповая и подгрупповая работа с детьми, имеющими статус ОВЗ.
По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня эта проблема и в семье. Наблюдается низкий уровень толерантности современных родителей. Социальные проблемы не позволяют им уделять достаточно внимания детским взаимоотношениям.
Поэтому для детей старшего дошкольного возраста в детском саду организованы занятия, ориентированные на развитие интереса к человеку, обществу, формирование навыков и норм поведения, взаимодействия с другими людьми. Это приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье и обществу.
Результаты работы по развитию толерантности у детей показывают:
• у воспитанников складываются первые моральные оценки своего и чужого поведения;
• формируется осознание своей и чужой психологической границы;
• возникает сознательная нравственность, а значит поведение ребенка начинает регулироваться нравственной нормой.
Нравственное воспитание является важной задачей практически каждой программы дошкольного образования. Система работы по данному направлению в нашем детском саду выстроена так, что в процессе воспитания дошкольников мы приобщаем их к общепринятым нормам поведения, помогаем детям адаптироваться в окружающей среде, чтобы научить их регулировать свое поведение и в результате создать поле относительной безопасности, толерантности и счастья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще всего малоразговорчивы со взрослыми и со сверстниками, участвуют в общении по инициативе других. Такие дети отличаются повышенной тревожностью, страхами, напряженностью в контакте, обидчивостью. Речевая коммуникация и связная речь недостаточно сформированы, а это создает барьеры в межличностном взаимодействии. Анализ характера взаимодействия с окружающими позволил выделить ряд трудностей у старших дошкольников. Дети не способны по собственной инициативе обратиться к другому человеку, испытывают стеснение во время ответа, если к ним обращается кто-либо. Они не могут выражать свою симпатию и сопереживание партнёрам по общению, развить и поддержать установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия во время взаимодействия.
Овладение навыками общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в более поздние сроки, чем у обычных детей, а часто без специального обучения не происходит вообще.
Учитывая эти особенности, специалисты сопровождения в нашем дошкольном образовательном учреждении подобрали и апробировали комплекс игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.
Комплекс игр и упражнений направлен на развитие:
- умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятия речи собеседника;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- способности ориентироваться в социальных отношениях и умение подражать;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Работа по формированию коммуникативных умений организована ежедневно и органично включается во все виды деятельности: обучение, игру, труд и прогулки. На занятиях, воспитательных событиях детского сада, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей систематически развиваем навыки общения, в самых разнообразных видах деятельности.
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольника – это игра, она и является одним из наиболее доступных и максимально эффективных способов формирования коммуникативных навыков наших воспитанников.
Обязательно учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, а при подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы особенности разноуровневого развития детей. Для позитивного продвижения каждого ребенка проводим необходимую коррекцию.
Игровые ситуации стимулируют речь, поощряют даже лепетную. Дети повторяют отдельные слова и фразы, включающие просьбы. В этом помогают различные игры на развитие коммуникативных навыков: дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы. Всегда эмоционально окрашены игры-инсценировки и игры-забавы. Ежедневно включаем в педагогический процесс беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
В процессе обучения детей той или иной игре помогаем вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
При проведении воспитательных занятий, создаем комфортный климат в группе. Положительный психологический настрой способствует желанию детей высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.
Результаты работы показывают, что регулярное использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых бесед, анализ различных ситуаций способствует развитию гармоничных взаимоотношений детей с ОВЗ в группе сверстников. Наблюдается положительная динамика в адаптации и социализации в обществе.
Таким образом, данная стратегия взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями и воспитанниками является эффективной, но ее реализация требует держать под контролем важные моменты.
Для развития гармоничных межличностных отношений важно создать особенный психологический климат внутри группы, особую психологическую атмосферу, в которой дети могли бы играть, решая жизненные педагогические ситуации, обучаясь навыкам общения и приемам саморегуляции.
Педагогам необходимо применять поощрения, обращать внимание детей даже на незначительные успехи и удачные действия детей с ОВЗ, поддерживать инициативу и любые позитивные начинания детей.
Обязательно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при использовании групповой игротерапии, гармонично распределяя роли среди воспитанников, испытывающих трудности в общении и взаимодействии со сверстниками.
Расширять круг общения, использовать разнообразные инновационные формы и методы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но самое главное - чтобы гармонизировать межличностные взаимоотношения воспитанников, имеющих статус ОВЗ и попавших в трудную жизненную ситуацию, специалистам детского сада родителям и социуму необходимо согласовывать свою работу и объединять усилия для того, чтобы особый ребенок мог реализовать свое право на счастливое детство.