Светлана Лабинцева
Страхи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Все знают, что многие дети чего-то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки. Некоторые боятся персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, других образов, созданных воображением («дядьку с мешком», бабайку).
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер. Обычные страхи, бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей 3 – 6 лет, легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель, Однако у некоторых детей они со временем не исчезают, не корригируются, а переходят в навязчивые формы, что сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально-личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности.
Публикация «Страхи у дошкольников» размещена в разделах
Перенапряжение нервной системы ослабляет ребенка, создавая благоприятную почву для появления страхов и далеко не у всех детей они выражены так, что заставляют встревожиться родителей и воспитателей.
Появление многих распространенных вариантов страха можно предупредить самыми простыми методами.
Безусловно, обычные «возрастные» страхи, свойственные дошкольникам, и нуждаются в осторожной коррекции со стороны взрослых.
Наиболее ярко выражен страх темноты к 3 годам. Эта темнота наполняется образами, порожденными воображением ребенка. В то же время недостающий жизненный опыт малыша и избыточная его эмоциональность не дают ему возможности здраво рассудить и понять, что бояться нечего.
Совершенно очевидно, что страх перед темнотой не может появиться у ребенка, который всю жизнь спит в неосвещенной комнате. Эта привычка закладывается еще на первом году жизни и поэтому, видимо, не следует на всю ночь оставлять включенной маленькую лампочку в комнате, где спит малыш. Когда ребенок станет несколько старше, можно вместе с ним «путешествовать» по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая надежные «пути» к тем предметам, которые могут понадобиться ночью — чашке с водой, ночному горшку, выключателю от лампы. Если элементы возникающего страха уже появились, то такое путешествие поможет малышу понять, что ничего страшного вокруг него нет, а доброжелательное, спокойное поведение взрослого снизит тревогу и нормализует эмоциональный фон. Когда ребенок ложится спать, не надо плотно прикрывать дверь в его комнату. Тихие звуки голосов родителей, приглушенное бормотание телевизора, звяканье посуды на кухне не только не мешают малышу засыпать, но, наоборот, способствуют появлению чувства защищенности и покоя.
Поскольку чаще всего страх темноты и нередко связанный с ним страх одиночества проявляются вечером перед засыпанием, следует помнить о том, что весь вечер — начиная с ужина — должен проходить в атмосфере мира, уюта и покоя. Совершенно неуместны шумные игры, страшные фильмы и сказки, рассказанные перед сном. Важно помнить, что даже безобидная с точки зрения взрослого сказка «Красная Шапочка» может быть воспринята боязливым ребенком не как история про девочку, а как ужасные приключения злого зубастого волка, которому охотники вспороли живот. Волки, великаны, злые волшебники, даже если были наказаны или побеждены в сказке, на всю ночь остаются властителями воображения впечатлительного ребенка. Поэтому для этих детей лучше подходят спокойные истории из жизни белочек, зайчат, гномов или других добрых существ, не богатые какими-то особенными событиями и приключениями; такую историю легко придумает любая мама и оживит ее большим количеством бытовых подробностей: какие были норки у зайчиков, какая мебель, одежда, что они ели и что выращивали в своем маленьком огороде. Спокойные интонации, убаюкивающие ребенка, снимают также его эмоциональную готовность испугаться.
Наряду с формированием у малыша привычки к тем ситуациям, в которых у многих детей возникают реакции страха (привычка спать в темноте, одному, очень важно активно обогащать знания ребенка о предметах и явлениях природы, о мире людей и их взаимоотношениях. Когда ситуация не таит в себе элементов неожиданности, когда малыш не раз наблюдал то или иное явление природы (например, грозу, имел возможность поучаствовать в том или ином деле, непонятных и тем самым пугающих явлений вокруг него становится все меньше.
Обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье, внимание к его чувствам и переживаниям, готовность всегда прийти к нему на помощь — наиболее эффективное средство предупреждения развития страхов у дошкольника. Дело родителей — постараться, чтобы малыш чаще улыбался, был спокоен и счастлив.