МААМ-картинки

Консультация «Детские страхи»

Лариса Салямова
Консультация «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы

Для маленького ребенка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий, реакций, поступков. Он еще не умеет управлять ими, например, сдерживаться, заставив себя не плакать, или не смеяться, отказаться от желаемого или вести себя спокойно в то время, когда его что-то тревожит: он целиком во власти чувств. Вот почему возникшее по какой-либо причине чувство страха захватывает его с особой силой и переживается ребенком очень бурно. А причин для возникновения страха у малыша, впервые открывающего мир, на каждом шагу. Вот он встретился с чем-то для него невиданным – удивился, проявил любопытство и, не умея объяснить увиденное (а этого сделать он еще не может, испугался. Если взрослые не заметили реакцию ребенка или не сочли нужным успокоить его (а еще хуже – стали подтрунивать над ним, то испуг может надолго оставить след в его душе.

Публикация «Консультация „Детские страхи“» размещена в разделах

Чувство страха по-разному действует на детей, в зависимости от особенностей нервной системы. Одни притихают, другие наоборот, возбуждаются - безудержно плачут, третьи - прячутся, ищут защиты у мамы, папы, бабушки. Однако во всех случаях страх плохо влияет на ребенка, угнетает его, вызывает нервное напряжение и отрицательно сказывается на физическом и психологическом состоянии.

Ребенок, которому сопутствует чувство страха, обычно скован, замкнут, менее коммуникабелен, чем его сверстники. Он более робок, недоверчив, постоянно чем-то насторожен и часто встреча с новым, с неизведанным сопряжена с испугом. Все это лишает его многих радостей, и постоянное напряжение, переходящее в устойчивое чувство страха, может привести к развитию неврозов. Они могут проявляться в расстройстве сна, подавленности, снижении внимания и работоспособности, неуравновешенности и агрессивности.

Что может пугать ребенка? Так, чувство тревоги и испуг могут возникать у малыша в связи с встречающимися неизвестными для него предметами, «незнакомыми тетями и дядями». Его могут пугать и преобразившееся лицо близкого человека, надевшего очки, и внезапное обращение к ребенку резким тоном, и громкая музыка, и даже новая заводная и издающая звук игрушка.

Маленькие дети боятся темноты, так как не узнают силуэтов знакомых предметов, хотя они выглядели при дневном освещении совсем «не страшно». Их удивляют и пугают новые звуки. Часто они путают сновидения с реальными событиями.

В дошкольные годы растущий человек с особой чуткостью присматривается к взрослым, вслушивается в их речь, старается осмысливать их суждениям, подражать им. Об этом не стоит забывать и почаще спрашивать себя: какой пример, мы подаем ребенку?

К сожалению, мы не всегда принимаем во внимание, что иногда сами являемся источником возникновения страха у ребенка.

– Никто никогда не пугал Наташу ничем, а она боится оставаться одна в комнате. Почему? – недоумевает мать и не может найти причину. Мать и не подозревает, что причиной является … она сама. Когда Наташин отец уходит на работу в ночную смену, мать, закрывая дверь на внутренние запоры, говорит шутя: «Вот теперь, доченька, нас с тобой никто не заберет!»

Она полагала, что шестилетняя девочка понимает это как шутку, но та не замечала маминого веселого тона, а воспринимала то, что было для нее главным: не закрой они дверь, и тогда…

Случалось, девочка говорила: «Я боюсь…», «Мне страшно…», «Мне кажется, что там есть кто-то…» - и мама снова отшучивалась: «Если кажется - крестись!» Матери не приходило в голову, что своими так называемыми шутками невольно давала девочке «рецепт» от страха : мол, крестись – и все пройдет!

Причиной детских страхов может стать просмотренная телепередача для взрослых и неправильно понятая ребенком, «страшная» сказка, в которой упоминается Баба Яга и Леший, Кощей и Змей Горыныч, или история, рассказанная при нем, которую он дополнил собственным воображением. Нельзя забывать о том, что дошкольник склонен фантазировать. Его фантазия может проявляться в самых причудливых формах, так как он еще не умеет отличать действительное от воображаемого, а образы, создаваемые им, воспринимаются как реальность, и он верит в них. Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы, например длительным просмотром телевизионных передач, различных зрелищных и увеселительных мероприятий.

Но главная причина детских страхов – ошибки воспитания. Нередко родители, чтобы заставить ребенка слушаться, прибегают к невинным, на их взгляд, запугиваниям.

– Если сейчас же не прекратишь кричать на улице, отдам тебя чужой тете!

– Мне не нужен непослушный мальчик, заберите эту плаксу! – говорит мама, обращаясь к прохожим, и отходит от ребенка.

Среди прохожих непременно находится желающий поддержать «игру» : кто-то протягивает руку малышу, делая вид, что хочет забрать его с собой, а кто-то даже раскрывает хозяйственную сумку и предлагает ему залезть туда…

Действительно, это производит впечатление на малыша. Он притихает, бежит к маме, прячется за нее, глаза широко раскрыты.

И вот ребенок начинает бояться «чужих» тетей и дядей, «буки с рогами» и темноты, оставаться одному в комнате. Так в его душе поселяется страх, который начинает сопутствовать детской жизни.

Обязанность взрослых – предупреждать возникновение страхов у детей. И иногда не следует прибегать к запугиваниям ребенка, какими бы они не казались на взгляд взрослого невинными.

Ребенок слишком беззащитен и внушаем: его собственный жизненный опыт мал, а доверие к слову взрослого, в том числе и к угрозе, безгранично, его психика еще слишком хрупкая – ее надо беречь. Дети должны быть радостными и спокойными. Обеспечить это – долг каждого родителя.

Очень важно иногда ставить ребенка в такие условия, при которых он становится как бы участником в преодолении собственного страха. Например, можно давать поручения зайти одному в комнату и отыскать там какую-либо вещь. При этом задание должно выглядеть как вытекающее из естественно сложившейся ситуации: «Зайди в комнату и разыщи в шкафу мой шарф, я уже одета»; «Зайди в свою комнату и выбери себе ту игрушку, которая тебе понадобиться на прогулке» и т. п.

Страх – это всегда для ребенка не что иное, как психическая травмв. Нельзя не учитывать особенности психики дошкольника, еще не сформировавшейся, не окрепшей и поэтому очень ранимой. Маленький ребенок отличается особой незащищенностью перед всякого рода «страшными» для него событиями, религиозными влияниями, суевериями и «чудесами», которые поражают его воображение.

Задача воспитателей и родителей предотвращать такие ситуации, которые бы пугали ребенка, воспитывать его в материалистическом духе.

И еще одна из задач – создавать детям радостное мироощущение, настроение оптимизма, раскованности. Этому содействуют международные праздники и коллективные дни рождения, отмечаемые в детском саду и в семье, досуг и развлечения, спортивные состязания и встречи любимыми героями из знакомых литературных произведений и многое другое.

Растить здоровое жизнерадостное поколение – одна из социальных задач нашего общества.

Публикации по теме:

Наши страхиНаши страхи Наши страхи. Занятие для подготовительных к школе групп. Задачи: 1. Настроить ребенка на занятие; 2. Познакомить с расслабляющими упражнениями;.

Детские страхи и как с ними бороться Детские страхи нельзя ни в коем случае игнорировать, потому как это явление в будущем может перерасти в очень серьезную психологическую.

Консультация для родителей «Детские игрушки: полезные и вредные» Консультация для родителей. Современные дети стали мыслить слишком прямолинейно. Они перестали проявлять фантазию, при достижении результатов.

Консультация для родителей «Детские страхи» Что означает слово «страх»? «Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого.

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» Консультация для родителей Детские вопросы и как на них отвечать Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей» О.

Консультация для родителей «Острые детские инфекции» Консультация для родителей "Острые детские инфекции" Для заболеваний,которые получили название острых детских инфекций,характерно то,что.

Консультация «Детские опыты и эксперименты» Каждый ребенок рождается исследователем окружающего мира. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет,.

Консультация для родителей «Детские страхи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 101» г. Таганрог Работа с родителями. Тема: Детские страхи.

Детские страхи и их преодоление Детские страхи и их преодоление. Классической работой З. Фрейда по проблемам страха считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность».

Тревожность и детские страхи Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детские страхи»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 20:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Детские страхи»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Салямова (УИ 95324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД