МААМ-картинки

Тревожность и детские страхи

Лада Веревкина
Тревожность и детские страхи
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность» : это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное лабильностью нервных процессов.

Тревога - это эпизодические или систематические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги и страха являются : учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах и т. д. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги : ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

Публикация «Тревожность и детские страхи» размещена в разделах

Состояние тревоги и страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.

Какой вид тревоги будет испытывать ребенок, чаще зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи свои возрастные страхи и определенная эмоциональная окраска переживаний.

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

Следовательно, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков : девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах (Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1998).

Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. Доказано, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Выявлено, что неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения, можно использовать упражнения и игры, в основе которых лежит телесный контакт, полезными являются и приемы арт-технологии. Необходима отработка навыков поведения в конкретных ситуациях, выбирать «трудные» случаи из жизни ребенка.

Публикации по теме:

Детские капризы На детские капризы жалуются многие родители. У маленького ребенка капризы обычно выражаются в попытках добиться желаемого плачем, криком,.

Детские капризы Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Детские страхи и как с ними бороться Детские страхи нельзя ни в коем случае игнорировать, потому как это явление в будущем может перерасти в очень серьезную психологическую.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических.

Консультация для родителей «Детские страхи» Что означает слово «страх»? «Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого.

Памятка для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные.

Консультация для родителей «Детские страхи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад № 101» г. Таганрог Работа с родителями. Тема: Детские страхи.

Детские страхи и их преодоление Детские страхи и их преодоление. Классической работой З. Фрейда по проблемам страха считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность».

Тревожность и страхи детей-зависимость от родительской позиции матери Психическое развитие ребенка в последнее время изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Ряд авторов считают,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тревожность и детские страхи
Опубликовано: 12 января 2017 в 21:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тревожность и детские страхи» (включая файлы) размещена пользователем Лада Веревкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД