Лада Веревкина
Тревожность и детские страхи
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность» : это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное лабильностью нервных процессов.
Тревога - это эпизодические или систематические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги и страха являются : учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах и т. д. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги : ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.
Публикация «Тревожность и детские страхи» размещена в разделах
Состояние тревоги и страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.
Какой вид тревоги будет испытывать ребенок, чаще зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи свои возрастные страхи и определенная эмоциональная окраска переживаний.
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.
Следовательно, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков : девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах (Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1998).
Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. Доказано, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.
Выявлено, что неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.
Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения, можно использовать упражнения и игры, в основе которых лежит телесный контакт, полезными являются и приемы арт-технологии. Необходима отработка навыков поведения в конкретных ситуациях, выбирать «трудные» случаи из жизни ребенка.