Звонкова Эмилия Геннадьевна
Стимуляция речевых зон у детей с РАС
▼ Скачать
Cтимуляции речевых зон у детей с РАС
При детском аутизме, связанном с аномальным развитием всех областей психики, нормальный ход развития ребёнка не только задерживается, но и искажается. Следовательно, искажённым оказывается и моторное развитие. Это проявляется в том, что в спонтанной непроизвольной двигательной активности ребёнок более успешен, чем в произвольной, когда приходится действовать по инструкции и сознательно контролировать свои движения.
Публикация «Стимуляция речевых зон у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Трудности проявляются и в сенсомоторной сфере. Дети поражают бытовой неприспособленностью – даже к 6-7 годам они не могут выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий
Особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Для стимуляции речевых зон у детей с РАС обенно важным является применение нетрадиционного метода – семянотерапия. Использование этого методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Кроме этого данный метод способствуют развитию коммуникативной функции речи.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно развивающей работы с детьми. Так как они решают следующие задачи:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие ;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма;
- снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде ;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации) .
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. Ведь наряду с развитие мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В своей практике я использую семянотерапию в качестве массажеров. Т. к. работаю с детьми РАС, я наблюдаю, что у этих детей часто общая и мелкая моторика практически не развита. В связи с этим работа с мелкими предметами стала наиболее актуальной и необходимой. И в данном случае семянотерапия является универсальным средством в развитии мелкой моторики и стимуляции речевых зон.
Для этого я использую макароны, ракушки, камшки, желуди, шишки, орехи, семена, косточки, веточки, песок и т. д.
Для стимуляции зон соответствия больших размеров (соответствия печени, желудку, легким и др.) можно применить твердые косточки персика, плодов манго, грецкий орех, конский каштан, шишки хвойных деревьев, початок кукурузы
Для средних и малых зон соответствия (проекции сердца, глаза, носа и др.) использую косточки фиников, желуди, мелкие каштаны, лесной орех, шишки ольхи, зрелые колоски пшеницы, круглые косточки вишни или семена кукурузы, кедровые орешки. Покатайте между руками лимон, луковицу, клубень картофеля, морковь,
горошину или орешек. Чем не массажер?
Массаж рук оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность мышц руки, действует успокаивающим образом.
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
Также можно:
сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно; воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями;
прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно; круговые движения между ладоней грецкого ореха, каштана;
сжатие с разной силой ореха, косточки;
растирание между ручек разных круп: греча, пшено, рис;
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сосновыми шишками, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.
«Рисование» на крупе, муке, песке палочками, камушками, руками. «Выкладывание» из них разных фигур: круг, квадрат
«Наполнение бутылки мелкими предметами». В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Рисование на крупах нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, сопровождая стихами, песенками.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес и приведет к положительному результату.