Анжелика Громова
Стили педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.
В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать.
Публикация «Стили педагогического общения» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.
Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т. е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.
Другими словами, стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином. В этом исследовании была введена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни:
• Авторитарный.
• Демократический.
• Попустительский.
Рассмотрим каждый из них отдельно.
1. Авторитарный
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
2. Попустительский или Либеральный
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
3. Демократический
Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
С целью выявления стиля педагогического общения воспитателей были проведены анкетирование, по результатам которого можно было сделать следующие выводы:
• 60% педагогов отдают предпочтение демократическому стилю общения;
• 20% в своей работе часто используют элементы авторитарного стиля;
• 20% имеют склонность к авторитарному стилю.
Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Список литературы:
1. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. : Питер,2004. —480 с., 2004
2. Фоминова А. Н., Педагогическая психология
3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Токпаева М. А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,май 2013 г.). — СПб. : Реноме, 2013. — С. 110-112.