Бобырева Алена Владимировна
Технология педагогического опыта на районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства — 2019»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Технология педагогического опыта на районном конкурсе „Фестиваль педагогического мастерства — 2019“» размещена в разделах
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности - в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
Для начала работы, перед тем, как разработать систему оздоровительных мер провела диагностику, охватывающую все вопросы по разделу ЗОЖ:
1. Личная гигиена;
2. Оптимальный двигательный режим;
3. Рациональное питание;
4. Закаливание;
5. Положительные эмоции от занятий физкультурой.
В начале работы столкнулась с проблемой недостатка практического и диагностического материала. Поэтому, в первую очередь, оформила необходимый практический материал и разработала диагностический инструментарий.
Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления дошкольников через художественную литературу, иллюстрации, картинки, настольно-печатные, дидактические игры, пословицы, поговорки, театрализованные этюды и др., (К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; А. Барто «Девочка чумазая» и др., используя беседы, вопросы, наблюдения, обследование, эксперименты и продуктивную деятельность, организовала диагностирование знаний, привычек детей по культуре здоровья.
Диагностика – это первая ступень в индивидуальной работе с ребенком!
Проанализировав данные результата диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми группы, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта : в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.
Диаграмма
2017-18 – Н-25%, С-43%, В-32%
2018-19 – Н-11%, С-46%, В-43%
Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику сформированности уровня представлений, умений и навыков по формированию основ здорового образа жизни у детей, что подтверждает эффективность использования системы внедрения здоровьесберегающих технологий. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера. У детей сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в группе в течение этих лет.
За два года показатель заболеваемости снизился. Показатель пропущенных д/ д 1 ребенком: 2017г. - 5,7 д/д, 2018г. (на 1 февраля) - 4,8 д/д. Все это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.
После проведения диагностики наметились пути реализации цели и задач.
Цель: повышение собственного профессионального опыта в вопросах формирования культуры здоровья у детей дошкольного опыта.
Задачи:
- изучить литературу по данной тематике, журналы, сайты;
- познакомиться с методикой Сергея и Екатерины Железновых;
- разработать этапы работы над темой (план работы с детьми, родителями, педагогами);
- подборка картотек, технологий.
Всю работу разбила на три этапа:
Этапы реализации:
1. Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2017 года)
2. Практический (2017-2020 год)
3. Обобщающий (апрель-май 2020 года)
В практический этап вошли:
· конспекты непосредственно образовательной деятельности, конспекты валеологических бесед: «Сохраним свое здоровье сами», «Помоги своему позвоночнику», «В гости к зубной Феи», «Какие мы?», «Уроки Мойдодыра», «В гости к зайцу», «Если хочешь быть здоров», «Путешествие по организму человека», «Витамины я люблю», «Продукты питания» и др. ;
· сценарии праздников: «Чистота – залог здоровья», КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу», спортивный праздник «День здоровья»;
· дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо…», «Подскажи словечко», «Узнай по вкусу», «Что можно, а что нет»;
· картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений на релаксацию, лэпбук «Азбука здоровья» и многое другое.
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.
В приемной оборудованы стенды: «Уголок здоровья», «Вам родители», папки – передвижки, где размещается информация всех специалистов ДОУ. В начале работы по данной теме родителям было предложено ответить на вопросы анкеты в начале и в конце учебного года, а также им была предложена анкета-самоанализ, которая дала возможность родителям самостоятельно оценить свой образ жизни.
Анкетирование в начале года проводилось с целью учета пожеланий родителей и внесения возможных коррективов в работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Анализ анкетирования показал, что родители хотят видеть своего ребенка здоровым. Если в начале работы родители не относились с должным вниманием к вопросам формирования и соблюдения здорового образа жизни, то на данный момент все родители пересмотрели свое отношение к проблеме формирования здорового образа жизни.
Наряду с просветительской работой вовлекала родителей в образовательный процесс. В рамках «Дня открытых дверей» родители присутствовали при проведении непосредственно образовательной деятельности: «Помоги себе сам», «Где прячется здоровье?», цель которых – знакомство детей с органами чувств, их значением для человека; формирование представлений о зависимости здоровья, о двигательной активности, закаливании, гигиены и чистоты; воспитание желания заботиться о своем здоровье.
Совместно с родителями были проведены спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Осенний кросс». Родители постоянно принимают участие в пополнении уголка по физическому развитию детей спортивным инвентарем и в изготовлении нестандартного оборудования с целью создания необходимой развивающей среды.
Для работы с педагогами разработала :
- консультации «Здоровье в ваших руках», провела открытое нод, мастер-класс.
Собственным опытом я делюсь на своем личном блоге на сайте маам.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делилась своим опытом работы на педсоветах, открытых мероприятиях.
Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствовала формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов: повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.
Правильная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, модели двигательного режима, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему развитию.