Дорошенко Ирина Генриховна
«Рождественские чтения». Стили взаимоотношения родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Стили взаимоотношений родителей и детей.
Слайд 1
Уважаемые коллеги, родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети.
Какими вырастут наши дети, какими выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о взаимоотношениях с нашими детьми.
Публикация «„Рождественские чтения“, Стили взаимоотношения родителей и детей» размещена в разделах
- Рождество Христово. 7 января
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Существуют разные виды взаимоотношений, есть лучшие, есть худшие, при этом абсолютно все оказывают разное влияние на формирование личности детей. И сегодня мы попробуем более тонко прочувствовать особенности родителей, занимающих ту или иную позицию, выделяя способы воздействия на ребенка.
Существует 6 воспитательских позиций. Все позиции представим через сказочные образы, что позволит нам легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
2 слайд
Родителю Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: а куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция родителя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу родителям, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Слайд 3
Родитель Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. В непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Такая позиция родителя приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие способностей детей.
Слайд 4
Родитель - Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Цель Снежной королевы - власть над миром, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире.
Родитель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева, искусно воспитывает рабов и функционеров.
4 слайд
Родитель - Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия родителя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально - ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что родитель - Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный, с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование, действия.
Позиции родителя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Слайд 6
Родитель Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Родитель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Слайд 7
Родитель - Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри», родитель
- Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Итак, из представленных 6 позиций пять не обеспечивают полноценного развития способностей. Самая адекватная позиция Мери Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. А, как известно, полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда родителю удается занять позицию, способствующую этому развитию.
В чистом виде эти типы отношений можно найти очень редко. Чаще всего в семьях объединяются несколько стилей общения. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей.
Слайд 8.
В любом случае, дети впитывают в себя все «плоды»— и родителям нужно всегда помнить об этом.
Предлагаю каждому подумать и решить какой стиль общения преобладает в ваших семьях? Может что – то нужно исправить! Или есть чем гордиться? Если в Вашей семье Вам удалось установить теплые, дружеские взаимоотношения с детьми, поделитесь своим опытом с другими
И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
Спасибо за внимание!
распечатка
Памятка для родителей : «10 заповедей эффективного воспитания»
1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного
и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Формула партнерского взаимодействия (ее составляющие)
1. Уважение (ценность и значимость партнера, его мнения)
2. Интерес к партнеру (стремление узнать его потребности на основе возрастной психологии можно рассмотреть, так же индивидуальный подход)
3. Наличие общей цели (общее поле, пространство, где проходит наше взаимодействие : в семье мы не соседи, мы вместе).
4. Диалог (как форма контакта_ мы можем говорить друг другу многое, но конструктивного диалога не происходит).
5. Договор о взаимодействии ( понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера: правила взаимодействия внутри семьи, внутри нас)
6. Права ( что может знать ребенок через вас: что он может в это время играть, в любое время идти в туалет)
7. Ответственность ( готовность держать ответ за принятые на себя обязательства: ответственность возможна только тогда, когда есть возможность выбора - это одна из наиболее трудных составляющих партнерских отношений. (Текст на слайд)