Суркова Ирина Михайловна
Социализация обучающихся с ОВЗ посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад
«Социализация обучающихся с ОВЗ посредством игровой деятельности».
Суркова И. М. ,воспитатель
первой квалификационной категории
ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай.
«Игра имеет важное значение в
жизни ребёнка, имеет то же
значение, какое у взрослого имеет
деятельность – работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таким во
многом он будет и в работе…»
Публикация «Социализация обучающихся с ОВЗ посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
А. С. Макаренко
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, у которых имеются ограничения по здоровью, для них игра является одним из самых доступных видов деятельности. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра эффективно используется мной в целях воспитания и обучения младших обучающихся.
Целью своей работы считаю создание условия для обеспечения развития познавательной, личностной активности и социальной адаптации ребенка с ОВЗ средствами игровой деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Коррекционно – образовательные:
• формировать умение играть в небольшом количестве обучающихся;
• обогащать в игре знания обучающихся о правилах поведения в социуме;
Коррекционно – развивающие:
• развивать у детей способность к творчеству в игре, поощрять инициативность игровых замыслов;
• развивать коммуникативные навыки, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры;
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи;
Работая с детьми, я наблюдаю, что у них:
-недостаточное развитие игровых умений и навыков;
-отсутствие умения управлять своим поведением;
-неумение строить взаимоотношения со сверстниками;
-наличие отрицательных мотивов общения.
Поэтому возникают трудности при организации игровой деятельности.
Я стараюсь создать положительную эмоциональную атмосферу во время игры.
Считаю, что условиями успешной игры является соблюдение следующих правил:
• проявляю заинтересованность в игре, активно организовываю взаимодействие с обучающимися, прикладываю усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
•сопровождаю игровые действия комментариями, описываю все этапы игры, использую стихотворения, потешки;
•стараюсь создать во время игры комфортную обстановку;
•внимательно слежу за ходом игры;
•эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослыми, провожу индивидуально.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребёнка с ОВЗ, является подбор игрушек по возрасту. Для ребенка игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно -прикладному творчеству мною используются творческие задания, как часть игры, где обучающийся выполняет различные роли- конструктора, художника, которые также способствуют социализации ребенка. Наши дети ценят игрушки, сделанные своими руками. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т. п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
Изготовив из фетра, персонажи сказки «Репка», для пальчикового театра, обучающиеся с удовольствие играют и исполняют роли любых героев. Эти же персонажи используем для постановки других сказок.
Пальчиковый театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный обучающийся чувствует себя раскованно и свободно.
Пальчиковый театр играет важную роль в развитии обучающихся :
• знакомит обучающихся с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
• формирует творческие способности и артистические умения.
Вывод: Игра, только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер. Игра – не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития и обеспечения его социализации.