Лариса Владимировна Ваганова
Правила выполнения артикуляционных упражнений. Организация проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы у ребенка формировалось правильное произношение звуков, а произношение уже имеющихся звуков было четким, рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярных повторениях упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык, ребенку становится легче переходить от одной артикуляционной позы к другой, легче удерживать нужное положение, для правильно произношения сложных звуков.
Темочки:
Артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет в формировании правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика необходима в следующих случаях:
- речь ребенка в процессе формирования;
- у ребенка вялая артикуляция, невнятная речь, хотя он может произнести звуки четко;
- ребенку предстоят занятия с логопедом.
Правила выполнения артикуляционных упражнений :
- упражнения должны быть ежедневными, желательно 2-3 раза в день и кратковременными (2- 3 минуты в начале работы, 5-7 минут в дальнейшем);
- на первых этапах работы упражнения проводятся перед зеркалом, чтобы кроме тактильных ощущений был еще и зрительный контроль;
- на одном занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления;
- каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное – сохранить интерес к занятию;
- статические упражнения нужно удерживать 10-15 секунд. Время увеличивается постепенно, начиная с 2-3 секунд;
- динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно;
- все упражнения необходимо выполнять естественно, без напряжения;
- сначала взрослый показывает упражнение, затем ребенок повторяет, выполняет синхронно с показывающим.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует их выполнение.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогите ему шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте ее вареньем, шоколадом или тем, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески.
6. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
7. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.