Татьяна Зыкова
STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Все дети от природы любопытны, они познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве. У детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах. Развитие познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают.
Публикация «STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии. Детская психика пластична и податлива, поэтому любые доступные для восприятия в дошкольном возрасте знания найдут отклик. STEM-образование для детей дошкольного возраста направлено на стимулирование развития интеллекта, способностей к познанию, навыков счета и простейших измерений, пространственного воображения, также STEM-образование дошкольников способствует формированию у них коммуникативных навыков, умения взаимодействовать, и в целом помогает становлению активной личности.
Представляем опыт работы по внедрению STEM-технологии в образовательный процесс детей среднего и старшего дошкольного возраста в детском саду
Выбор направления работы был обусловлен одной из стратегических задач всего детского сада на новый учебный год – внедрение STEM - подхода для развития интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Рассмотрев актуальность и значимость темы на подготовительном этапе, оценив различные ресурсы, была поставлена цель работы.
Цель проекта: Создание условий для формирования и реализации STEM подхода в работе с детьми дошкольного возраста
Далее работа проводилась параллельно в трех направлениях. Соответственно участникам педагогического процесса, поставлены задачи для достижения желаемого результата и конечной цели.
Задачи проекта:
Дети:
Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Развивать уверенность в своих силах
Развивать навыки критического мышления и разрешения проблем.
Развивать интерес к техническим дисциплинам
Создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
Развивать способность к конструированию и моделированию
Развивать мелкую моторику детей.
Родители:
Формировать родительские компетенции в вопросах использования инновационных технологий развития детей дошкольного возраста
Приобщать к совместному творчеству родителей и детей;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Педагоги:
Пополнить РППС по теме проекта;
Повышать компетентность педагога в вопросах реализации STEM - технологий в работе с детьми;
Транслировать опыт работы для педагогов ДОУ.
Основной задачей для детей считаем: создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, желания конструировать и создавать; развивать уверенность в своих силах.
В работе с родителями большое внимание было уделено просветительской деятельности: была предоставлена наглядная информация на сайте ДОУ о работе по направлению, в рамках родительских собраний проведены консультации по организации детской деятельности с использованием стем-подхода. Регулярно предоставлялась информирование в чатах о достижениях детей в конструировании.
Для организации эффективной работы с детьми педагогам необходимо в первую очередь самим получить знания по теме. Что мы регулярно делали – посетили 100% занятий по курсу «Реализация STEM-образования в дошкольной образовательной организации на современном этапе», активно принимали участие в предлагаемых активностях.
Также основной задачей для педагогов стала работа по наполнению групп игровым оборудованием. Совместно с администрацией закуплены новые наборы для конструирования и творчества из различного материала, формы, имеющие различные виды креплений. Значительно расширен перечень материалов за счет использования природных материалов и нетрадиционных предметов: бигуди, липучки («Велькрошка», крышечки, прищепки.
Организованная система работы дала положительные результаты. Мы наблюдаем у детей постоянное стремление к конструкторской и творческой деятельности. Ребята всегда находятся в поиске новых, необычных решений своих замыслов. В соответствии с концепцией STEM, мы играем, строим, считаем, рисуем, пишем, читаем, и пытаемся интегрировать разные виды деятельности в постоянный процесс познания окружающего мира.
Мы понимаем, что наш проект – это только первый шаг в необъятный мир STEM. Но вектор движения определен, и мы планируем дальнейшее внедрение STEM-технологий в ДОУ и расширение РППС в группах по данному направлению.