Юлия Юрьева
STEM-среда в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
STEM-среда в дошкольном учреждении
Автор: Юрьева Юлия Анатольевна, воспитатель МДБОУ «Детский сад №59 «Ягодка»,
В эпоху глобализации и технического прогресса все чаще востребованными становятся профессии, связанные с инженерией, науками, искусством и т. д. В настоящее время активно развивается STEM-образование - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах.
Публикация «STEM-среда в дошкольном учреждении» размещена в разделах
В дошкольных учреждениях все чаще создаются STEM-центры – сети исследовательских лабораторий, поддерживающие научную, техническую и инженерную составляющую в дополнительном образовании дошкольников. STEM-лаборатории делают современное оборудование и инновационные программы более доступными для детей, заинтересованных в исследовательской деятельности.
Что же такое STEM-образование? Если расшифровать, то получится следующее: S – science (наука, T – technology (технология, Е – engineering (инжинерия, М - mathematics (математика).
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
Необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро стоит вопрос программно-методического обеспечения, развития материально-технической базы дошкольного учреждения, повышение квалификации дошкольных специалистов по проблеме.
Полагаем, что погружение в STEM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна включать специализированные наборы для изучения математики, деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.
На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo, опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику, моделирование из электронного конструктора («Знаток»). LEGO детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку Lego-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEM-образования. Если же оживить Lego-конструкции на основе программирования – это уже первые шаги робототехники.
Замечательным решением задач STEM-образования станет конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEM. В рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и исследовать процессы; высказывать гипотезы и предположения; использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и сравнивать размер, скорость и расстояние.
Важным условием обучения является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.
С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллель дети освоят основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.
Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий.
Технология STEM уникальна, потому, что отталкивается от комплексного научно-технического целеполагания, при котором инженерные и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной активности, способов умственной деятельности, формированию системы знаний и умений детей от 3 до 11 лет, создавая предпосылки для продолжения политехнического и естественнонаучного образования в школе и в ВУЗе.