Аноним
Консультация «Мифы и факты о статусе «ОВЗ»
В современном мире мы всё чаще встречаем выражение «статус «ОВЗ»». Многие его слышали, но не все знают значение этого выражения. Немногие из тех, кто что-то знает о нем, относятся к этому выражению если не с пониманием, то хотя бы без негатива. Именно с целью расставить все точки над «и» написана эта статья.
Итак, аббревиатура «ОВЗ» расшифровывается как «Ограниченные Возможности Здоровья» (нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность). Это может быть:
- ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);
Публикация «Консультация „Мифы и факты о статусе „ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);
- ограничение способности заниматься обычной деятельностью;
- ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;
- ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность:
- может быть от рождения или приобретено позже,
- может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие (повторяющиеся) и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
Категории ограниченного здоровья:
- расстройство поведения и общения (часто неврологического характера);
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- речевые дисфункции;
- изменения в опорно-двигательном аппарате;
- отсталость умственного развития;
- задержка психического развития;
- комплексные и множественные нарушения.
При этом необходимо отметить, что статус ОВЗ могут присвоить в том числе и детям с инвалидностью. Однако, инвалидность может быть и без такого статуса. Например, при медицинском диагнозе «сахарный диабет» с детства у ребенка или при врожденной деформации какого-либо органа и невозможности её исправления оперативным путем.
Статус ОВЗ присваивается ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссией на основе комплексной диагностики. Помимо присвоения статуса, ПМПК разрабатывает подробные рекомендации по обучению и развитию каждого конкретного ребенка.
А теперь разберем наиболее распространенные мифы и представим необходимые факты.
Миф 1. Дети с ОВЗ – это психически нездоровые дети.
Факт 1. Дети с ОВЗ – это дети с различными ограничениями здоровья, из которых только часть связана с интеллектуальными нарушениями или психическими заболеваниями. Основные варианты ОВЗ указаны в первой части этой статьи.
Миф 2. Дети с ОВЗ рождаются только у нездоровых или ведущих асоциальный образ жизни родителей.
Факт 2. Статистика показывает, что дети с ОВЗ рождаются у людей независимо от их социального статуса, образовательного и/или культурного уровня. Врожденные нарушения здоровья чаще всего связаны с генными причинами, опасными заболеваниями (особенно инфекционными, травмами и стрессами во время беременности. Приобретенные нарушения также могут быть связаны с генными причинами. При этом «спусковым механизмом» для них могут стать инфекционные заболевания (особенно осложнения после них, серьезные травмы и сильные стрессы или нервные потрясения. В частности, таким потрясением или стрессом может стать развод родителей или конфликтные неискренние отношения между родителями без оформления развода. Последний вариант часто приводит к различным формам девиантного поведения у детей и подростков, подростковой депрессии и даже острому психозу. Подлежит лечению у врача психиатра.
Миф 3. Дети с ОВЗ становятся изгоями в ДОУ и школах. Сверстники с ними не общаются и даже издеваются над ними.
Факт 3. На практике и в детских садах и в школах дети принимают друг друга такими, какими они являются на самом деле. Исключение составляют дети, проявляющие агрессию или пытающиеся причинить вред окружающим другими способами. А если ребенок заикается, то другие быстро привыкают к этому и воспринимают заикание просто как особенность этого ребенка. Разумеется, это отношение прививается с помощью педагога и спокойной реакцией других родителей. Такое же отношение формируется и к тем, кто носит очки или мышечный корсет (по факту это тоже ограниченные возможности здоровья).
Миф 4. Детей с ОВЗ плохо обучают и поэтому они вырастают слабо образованные и не смогут устроиться на хорошую работу и вообще успешно реализоваться в жизни.
Факт 4. Если у ребенка ограниченные возможности здоровья, то он действительно не сможет усвоить стандартную образовательную программу в полном объеме. А без официального документа, подтверждающего это (заключение ПМПК о присвоении статуса ОВЗ, образовательная организация не имеет права предъявлять к такому ребенку требования ниже прописанных во ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартах). Соответственно, оценки у такого ребенка будут низкие. Ему регулярно все взрослые (педагоги и родители) будут указывать на его недочеты и ошибки. Одноклассники будут считать неуспешным. Сам ребенок также будет переживать из-за этого. Но несмотря на все свои старания он не сможет исправить ситуацию самостоятельно. Без специальной помощи. Такой помощью является создание в образовательной организации специальных образовательных условий. А именно, щадящий режим обучения, увеличенное время на выполнение заданий, очно-заочная форма обучения (основные предметы ребенок изучает отдельно от класса, а уроки технологии, музыки и физкультуры посещает вместе с классом). Дополнительно такой ребенок занимается с другими специалистами: логопедом, психологом, дефектологом. При необходимости и при возможности образовательной организации такому ребенку может быть прикреплен тьютор (ассистент-помощник). Необходимо отметить еще один важный фактор. Это наличие в образовательной организации специалистов соответствующего уровня и необходимой материально-технической базы для специальных групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. К сожалению, в большинстве средних общеобразовательных школ при наличии в штате учителей-логопедов и педагогов-психологов еще нет учителей-дефектологов. Кроме того, не у всех специалистов есть необходимая квалификация для работы с ОВЗ. Также в большинстве общеобразовательных школ слабая обеспеченность материалами «Доступная среда» (специально для работы с детьми с ОВЗ). В связи с чем, родителям предстоит сделать серьезный выбор: настаивать на создании максимально возможных в каждой общеобразовательной школе специальных условиях для своего ребенка с ОВЗ или перевести его в специальную коррекционную школу, где такие условия уже гарантированно созданы и специалисты необходимого уровня уже имеют достаточный опыт и квалификацию. Серьезность выбора заключается в следующем: либо заботиться о своем имидже (ребенок учится не в коррекционной, а в обычной школе, либо заботиться об успешности своего ребенка (в коррекционной школе благодаря налаженной системе работы с ОВЗ качество обучения и развития ребенка будет выше).
Миф 5. Статус ОВЗ – это клеймо на всю жизнь.
Факт 5. Статус ОВЗ присваивается на определенный период, по окончании которого проводится повторное комиссионное обследование ПМПК и принимается решение о продлении либо прекращении действия данного статуса. Срок действия статуса указывается в заключении ПМПК.
Миф 6. Дети с ОВЗ по окончании школы получают аттестаты об образовании специального образца, с соответствующей отметкой.
Факт 6. В соответствии с законодательством РФ существует единый образец аттестата об общем и о среднем образовании. Никаких дополнительных отметок в форме данного документа не предусмотрено. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия статуса ОВЗ у всех выпускников школ аттестаты единой формы.
Миф 7. Статус ОВЗ влияет на дальнейшую карьеру выпускника, так как работодатель может сделать запрос и получить информацию о том, что во время обучения у ребенка был соответствующий статус. И из-за этого работодатель может отказать в переводе на вышестоящую должность или даже в приеме на работу.
Факт 7. В соответствии с законодательством РФ существует перечень необходимых для приема документов, а также медицинские ограничения для каждой конкретной должности. Если медицинская комиссия не выявила факторов, препятствующих выполнению обязанностей по конкретной должности, то на этом основании отказать в приеме на работу работодатель не вправе. Никаких запросов в школы со стороны работодателей не существует. Работодатели могут обратиться лишь в образовательные организации, дающие профессиональное образование, за подтверждением о выдаче диплома о профессиональном образовании (подтверждение серии, номера, даты выдачи диплома и ФИО владельца).
Рассмотрев основные мифы и факты об ОВЗ, выводы следующие:
1. Статус ОВЗ не ограничивается только интеллектуальными и психическими нарушениями.
2. Статус ОВЗ присваивается на определенный ПМПК срок.
3. Статус ОВЗ дает возможность ребенку с ослабленным здоровьем усвоить необходимую образовательную программу в комфортном для него режиме, а также насколько это для него возможно полноценно развиваться.
И самое главное, каждый человек имеет право на официальную и полную
информацию. Нужно только запросить ее. Более подробную информацию по теме ОВЗ всегда можно получить в вашей образовательной организации и психолого-медико-педагогической комиссии.