Юлия Винокурова
Конспект познавательной беседы «Интересные факты из истории математики» для детей 5–6 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФГОС ДО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» - вызвать интерес к математике как к науке; выяснить, как люди научились считать; закрепить счет до 5; уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах.
Публикация «Конспект познавательной беседы „Интересные факты из истории математики“ для детей 5–6 лет,» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
«Социально – коммуникативное развитие» - дать представление об истории возникновения цифр и счёта; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
«Речевое развитие» - расширять и активизировать словарь, совершенствовать навыки связной речи.
«Физическое развитие» - развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение детей двигаться под музыку, согласно тексту.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : ноутбук; презентация по теме; экран; магнитная доска; билеты с изображением геометрических фигур для обозначения мест; модели геометрических фигур; кукла «Первобытный человек»; вырезанные геометрические фигуры.
Ход ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ:
Часть 1, организационная.
Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала
Надо «Здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень часто путешествуем, побывали во многих местах. Сегодня мы совершим далёкое путешествие во времени. Отправимся в каменный век, где древние люди жили в пещерах и добывали огонь с помощью палочек.
Воспитатель: А поедем мы с вами на волшебной машине времени. Но для этого надо купить билеты. Билет получит тот, кто правильно ответит на вопросы.
- Сколько у тебя носов?
- Один.
- Сколько у тебя глаз?
- Два.
- Сколько пальцев у тебя на одной руке?
- Пять.
- Сколько у тебя волос?
- Много.
- Сколько у нас крыльев?
- Ни одного.
Воспитатель раздает карточки с геометрическими фигурами (билеты).
Воспитатель: Теперь посмотрите внимательно на свои билеты. На каждом билете есть геометрическая фигура или цифра. Эти стулья – места в волшебной машине времени. Каждый сядет на тот стул, на котором такая же геометрическая фигура или цифра, как на билете.
Все нашли свои места? Поехали! (звучит волшебная музыка).
Часть 2, основная.
Показ презентации.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Мы с вами попали в каменный век. Это первобытные люди. Они научились охотиться на диких зверей, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы и орехи.
Я хочу вам рассказать, как они научились считать. Вначале люди знали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичными предметами. (луна, солнце).
Число «два» связывалось с парными предметами.
- Ребята, каких предметов по «два»?
Ответы детей (глаза, уши, руки, крылья).
Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много».
- Чего вокруг нас «много», дети? (Ответы детей)
«Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много». Позже люди научились считать до пяти.
Пальцы были первыми изображениями чисел. Они оказались прекрасной вычислительной машиной. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа.
Шло время, и люди научились возделывать землю и приручать некоторых животных. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно сосчитать своё богатство? (Ответы детей).
Первобытный человек использовал вместо пальцев небольшие камни. Он складывал из камней пирамиду, которая определяла величину его богатства.
Физкультминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом.)
И цветов букеты соберём (наклоны вперёд.)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх.)
Ручеек, по камушкам пройдём (ходьба на носочках.)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдём. (ходьба назад.)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползём. (ходьба на четвереньках.)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках.)
Дружно в сказку попадём. (обычная ходьба на месте.)
(звучит музыка и в группе появляется кукла «Первобытный человек»)
Кукла: Здравствуйте ребята, вы оказались у меня в гостях. Меня зовут Homo,что означает «Человек». Ваш воспитатель рассказала, как мы научились считать. Но нам очень бы хотелось так же познакомиться с геометрическими фигурами. Помогите нам!
Воспитатель: Поможем дети? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю о геометрических фигурах.
ЗАГАДКИ
1. На тарелке, как венок,
Как весёлый колобок,
И на мяч похож наш друг,
Угадайте, это (круг)
2. Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат)
3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно.
Что ты видишь? (треугольник)
4. Если б взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал,
Отвечай скорее точно,
Получился бы (овал)
5. Похож на книжку, на тетрадку,
На большую шоколадку.
Аккуратный, словно школьник,
Как окно (прямоугольник)
(Дети говорят ответ и показывают картинку с геометрической фигурой)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы смогли не только отгадать загадки, но и правильно показали и круг, и треугольник, и овал. А как можно назвать их одним словом?
Ответы детей (геометрические фигуры)
Игра «Угадай, о чём говорю»
(Воспитатель раздаёт карточки с геометрическими фигурами)
Воспитатель: Слушайте внимательно задание. Поднимет свою фигуру вверх тот, у кого:
-фигура оранжевого цвета с тремя углами (треугольник);
-фигура синего цвета с четырьмя углами (прямоугольник);
-фигура красного цвета без углов (овал);
-фигура зелёного цвета с четырьмя сторонами (квадрат);
-фигура жёлтого цвета без углов (круг).
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы действительно внимательные и сообразительные.
А сейчас я предлагаю немного подвигаться под весёлую музыку.
(звучит песня из мультфильма «Фиксики», дети под слова музыки показывают геометрические фигуры.)
Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. Понравилась вам песня?
А ещё я хочу вам рассказать очень интересный факт. С помощью геометрических фигур можно составлять различные предметы.
(Дети составляют предметы из вырезанных геометрических фигур)
Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось и какие геометрические фигуры вы использовали.
(Ответы детей.)
Часть 3,заключительная.
Воспитатель: Ну, что Homo,надеюсь мы с ребятами тебе помогли.
Кукла: Спасибо, ребята! Я многому у вас научился.
Воспитатель: А нам ребята пора возвращаться в детский сад.
(звучит музыка.)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, кому понравилось наше сегодняшнее путешествие? Скажите, а умели древние люди считать? При помощи чего люди начали считать? А ещё мы встретились с первобытным человеком, познакомили его с геометрическими фигурами. Научились составлять из фигур различные предметы.