Приложение МААМ

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита»

олеся юруткина
Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита

Мы живём в удивительном мире. Он сложный, многогранный и изменчивый. Люди, являясь частью этого мира, в процессе жизнедеятельности открывают для себя много нового, изучают новые объекты, явления, познают закономерности окружающего мира. При этом у каждого человека формируется своё видение мира, свой собственный опыт познания образа мира.

Публикация «Консультация „Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте у детей зарождается первичный образ мира. Это происходит благодаря познавательной активности ребенка, специфичной для этого возраста. У ребенка дошкольного возраста преобладает наглядно- образное и наглядно- действенное мышление. В дошкольном периоде дети стремятся познать и открыть для себя ещё больше нового и интересного. Дети очень любознательные и удивляются чему-то новому, хотят познать причины происходящего. Детей дошкольного возраста стоит постепенно вводить в волшебный мир науки[1].

Дети- исследователи, их очень привлекают опыты и эксперименты, с их помощью можно завлечь даже самых неусидчивых детей. Педагоги должны способствовать интеллектуальному развитию детей, стимулировать и направлять в нужное русло исследовательские умения дошкольников, развивать логическое мышление и смекалку. Всё это можно решить при помощи экспериментирования. Академик Н. Н. Поддьяков, проанализировав свой богатейший педагогический опыт в дошкольной педагогике, пришел к выводу, что экспериментирование является ведущей детской деятельностью. Главное достоинство экспериментирования состоит в том, что оно даёт детям возможность увидеть реальные стороны изучаемого объекта. Экспериментирование позволяет ребенку создать в своём сознании свою картину мира. При освоении мира ребенок опирается на собственные наблюдения, опыт, установленные взаимосвязи и закономерности. При детском экспериментировании наиболее ярко проявляется активность ребенка, которая направлена на получение новых знаний, умений, навыков.

В дошкольном возрасте в процессе познавательной деятельности ребенок открывает для себя много нового. Изучению свойств магнита педагоги не ставят никаких возрастных ограничений. И так, как в дошкольном возрасте ребенок активно познаёт новые предметы, то знакомство со свойствами магнита будет для него наиболее актуальной. Магнит- очень доступный для изучения, универсальный материал. Магнит производители широко используют в изготовлении детских игрушек и в конструкторах. Дети дошкольного возраста свойства магнита воспринимают как волшебство[2].

Во время экспериментирования с магнитом мы отметили, что активно развивается любознательность и мыслительная активность ребенка. Дети, играя с магнитом, ещё не имеют достаточно знаний о его свойствах, о способах использования, несмотря на это, у детей есть желание больше узнать об этом предмете, разгадать его чудодейственные свойства. Для этого мы педагоги должны создать все необходимые условия и поощрять любознательность детей.

Глазами детей магнит- это удивительный предмет, который способен творить чудеса. Испытание силы притяжения других предметов поражает детское воображение. Магнит нашел широкое применение в опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

С точки зрения науки, магнит- это предмет, который притягивает своим магнитным полем железо и другие металлы. По легенде самый первый магнит нашел пастух по имени Магнус. От его имени магнит и получил своё название. Существует и другая версия. В древние времена в Малой Азии существовал регион, под названием Магнисия. В этом регионе люди впервые обнаружили много магнитного железняка, который выглядел, как минерал черного цвета и обладал магнитными свойствами. Из этого следует, что магнит получил своё название благодаря району, где он был обнаружен. Данная теория является более приемлемой и правдоподобной. На многих языках мира дословно магнит переводится, как «любящий»- смысл состоит в том, что он способен притягивать к себе.

Магнитами призвано считать объекты, которые сделаны из определённого материала, вокруг которого образуется магнитное поле. Магниты разно полярные, они имеют северный и южный полюса. В мире существуют три вида магнитов: это природные магниты, их ещё называют постоянными, затем временные магниты и последний вид электромагниты. Постоянные магниты способны сохранять намагниченность долгое время, их ещё называют природными. Временные магниты (предметы из железа) притягиваются к постоянному магниту и намагничиваются, а если их убрать из магнитного поля, теряют свои свойства. Электромагнитом считают искусственно- созданный магнит с помощью электрического тока[3].

Магниты нашли широкое применение в нашей жизни. Их используют и в быту, и в науке, а также различных видах деятельности человека. Мы можем встретить их повсюду: магнитик на холодильнике, в детском саду на доске, в разнообразной бытовой технике дома, а также в банковской карте. Магниты часто используют при изготовлении разнообразных детских игрушек, магнитных азбук, конструкторов, пирамидок и многих других предметов.

Детей всегда привлекают интересные предметы и поэтому мы для своих маленьких исследователей приготовили множество экспериментов, чтобы познакомить детей со свойствами магнита, такого манящего, неизведанного предмета для детей, для того, чтобы проверить, что именно притягивает магнит. Для нашего эксперимента мы приготовили несколько материалов, знакомых детям: карандаш, бумага, кусочек ткани, металлическая гайка. Любой эксперимент должен быть безопасен для детей, поэтому не следует брать слишком маленькие и острые предметы и необходимо тщательно следить за детьми. Дети поочередно подносят предметы к магниту. Из эксперимента следует вывод, что к магниту притягиваются металлические предметы. Обязательно после опыта следует обсудить результаты с детьми, ответить на их вопросы. Для более легкого восприятия эксперимента детьми, необходимо проводить его в игровой форме. Мы проводили эксперимент под названием: «Найди клад». На дно плоского контейнера положили скрепки и засыпали их манной крупой. Затем предложили детям ответить на вопросы, как мы могли бы достать свой клад, а магнитом будет удобнее? Как вы думаете? Этот эксперимент помог доказать детям, что магниты действуют и через другие предметы, не теряя при этом своих свойств. Такой же эксперимент можно провести и с картоном, если на поверхность насыпать мелкие металлические предметы (кнопки, скрепки, болтики, а с обратной стороны водить магнитом. Мы наблюдаем как движутся металлические предметы, не соприкасаясь непосредственно с магнитом, а через другой материал (в нашем случае картон). Можно эксперимент превратить в удивительную игру. Например, предварительно сделать аппликацию в виде цветочной полянке. Из цветного картона вырезать бабочек, прикрепить к ним скрепки и с обратной стороны аппликации водить магнитом. Дети будут наблюдать, как бабочка перелетает с одного цветка на другой. Предложить эксперимент провести детям самостоятельно. Из этого следует вывод, что магнит притягивает железо через бумагу[4].

Удивительно интересными дети находят эксперименты с водой. Например, если взять стакан воды и на дно опустить скрепки, то если поднести магнит к стенке стакана, скрепки начнут двигаться за магнитом. В этом и состоит удивительное свойство магнита, он действует через воду. Надо также отметить, что действие магнита зависит от расстояния, на котором он находится от предмета, чем дальше расстояние, тем уменьшается магнитная сила или вообще исчезает.

Интересно провести с детьми эксперимент, через что не действует магнитное поле. Например, на дно стакана опустить булавку и засыпать её песком. Как бы мы не старались, булавка не будет следовать за магнитом, так как песок заглушает магнитное поле. Очень интересные эксперименты для взора детей- это магнит проводник. Для этого нам потребуется магнит чуть большего размера, и мы к нему прикрепляем скрепку. Магнит необходимо разместить вертикально, лучше подвесить. Затем каждый ребенок может подойти и прикрепить следующую скрепку к предыдущей, образовывая цепочку. В конце эксперимента мы можем открепить магнит, но наша цепочка не распадётся, так как магнитные свойства не утеряны.

При рассказе детям о свойствах магнита, необходимо также отметить что планеты в Солнечной системе- это тоже магниты, только гигантской величины. Земля- это тоже магнит. При природе также существуют удивительные люди, которые притягивают железные предметы. Детям доступны опыты и эксперименты с магнитами, так как они окружают их с раннего детства[5].

При экспериментировании с магнитом мы могли провести интеграцию различных образовательных областей. В процессе познавательно- исследовательской деятельности у детей накапливается личный опыт представлений о магните и его свойствах. В процессе опытов экспериментов у детей развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, исследовательская активность детей дошкольного возраста, любознательность. Педагог стимулирует стремление детей к самостоятельному познанию свойств магнита, размышляет совместно с детьми, формирует устойчивые познавательные интересы. При проведении эксперимента с магнитом педагог ставит определённые задачи: сформировать у детей умение четко выполнять поставленные задачи самостоятельно, и если это необходимо при помощи педагога или сверстника; развивать сенсорные способности детей.

Педагогу отводится главная роль в экспериментах, он руководит процессом, но не должен подавлять инициативу детей, воспитывать в детях культуру общения, педагог обогащает словарный запас детей новыми терминами (магнит, магнетизм, магнитное поле). Педагог должен следить за безопасностью опытов, в том числе экспериментов с водой.

Помимо экспериментов о свойствах магнита, мы подготовили для детей презентацию, чтобы развить познавательную активность ребенка в процессе ознакомления со свойствами магнитов. Презентация «Необыкновенный мир магнитов» позволила нам закрепить уже приобретённые знания детей и более глубоко расширить представления детей об удивительных свойствах магнита. При разработке презентации мы ставили перед собой определенные задачи: обогатить знания детей о магнитах и его свойствах, показать детям, как человек в своей жизни использует свойства магнита и представить слайды, какие ещё опыты и эксперименты можно провести, используя магнетические свойства. Дети с большим интересом, не отвлекая своего внимания, просмотрели всю презентацию. И как мы считаем, цель нашей презентации была полностью достигнута.

Мы познакомили детей с историей возникновения магнита, она насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет назад. Ходили многие легенды о магните. Одна легенда гласит, что однажды пастух по имени Магнус обнаружил, что один чёрный камень притягивает наконечник его палки, гвозди его сапог тоже тянутся к этому камню. И этот камень начали называть- камнем Магнуса, в честь имени пастуха его нашедшего. Но нам уже известно, что людям ближе другая версия. В Малой Азии существовал район, где добывали железную руду, район называли холмы Магнези. Детей восхищают опыты с магнитом, их удивляет сила его притяжения. Много стихотворений о свойствах магнита мы прочли детям. Одно их них:

Не притянул к себе магнит,

Хоть силой он и знаменит,

Из ткани яркий лоскуток,

Бумагу ярко-синюю,

И ложку алюминиевую.

В презентации мы показали, как используют свойство магнита при изготовлении детских игрушек, например «Весёлая рыбалка» (В рыбалку весело играем, магнитом рыбок собираем). На пластмассовых рыбок крепим металлические скрепки и удочкой, у которой вместо крючка магнит, ловим рыбу. Дети, увидев эту игру во время презентации, захотели изготовить в группе данную игру, если нет возможности найти рыбок из пластмассы, можно вырезать их из цветного картона, это нисколько не испортит удивление и восторг детей во время игры (Мы смастерили рыбок, из кнопок у них глазки. В стакан воды налили- вот озеро, как в сказке. В рыбалку весело играем- магнитом рыбок вынимаем). Можно пластмассовую рыбку опустить в воду и получится аквариум, но стоит только нам поднести к стеклу магнит, то рыбка сразу же подплывет к магниту. Благодаря этому эксперименту ребята пришли к выводу, что магнит действует через стекло и воду и движет металл. Надо также отметить, что магнит притягивает не всякий металл, например, алюминий нет. Из презентации дети узнали, что магниты имеют два полюса- северный и южный. Обзору детей представили эксперимент взяли магнит и один край закрасили в красный цвет- южный полюс, а другой в синий- северный полюс. Двое детей берут магниты и подносят друг к другу, если поднести полюсами север-север или южный-южный, мы ничего не обнаружим, а если поднести северный и южный, то мы увидим, как магниты притянулись друг к другу. Из этого следует, что магниты притягиваются разными полюсами. Благодаря нашей презентации, дети узнали много интересного о свойствах магнита, эксперименты с ним всегда увлекают детей своей необычностью[6].

Образовательный процесс должен быть непрерывный, и мы подготовили брошюры для родителей о свойствах магнита, описание опытов, которые можно провести с детьми в домашних условиях. Родители всё время находятся в поиске интересных занятий для своих детей дома, мы педагоги с профессиональной точки зрения, должны помочь родителям выбрать увлекательные и полезные для развития детей занятия. Ребенок никогда не останется равнодушным к удивительному, загадочному и интересному предмету, как магнит. Родители могут предложить своему ребенку провести эксперименты с этим неизведанным предметом, самостоятельно дома (под руководством родителей). Проверить свойства магнита, которые он узнал в детском саду, а также научиться определенным фокусам, чтобы потом удивить своих близких. Например, сделать вместе с детьми «домашний компас». Для эксперимента потребуется мисочка с водой, игла, растительное масло, магнит. В этом эксперименте без взрослых не обойтись. Все мы знаем, что такое компас- это предмет, который помогает нам сориентироваться в пространстве и определить где север, а где юг. Компас изобретен в Древнем Китае. Его очень широко используют и в настоящее время путешественники, моряки. Человек, имея компас, всегда сможет найти дорогу домой. Поэтому научиться делать компас из подручных средств очень полезно. Нам потребуется игла (обязательно этот предмет должен держать взрослый в целях безопасности, которую необходимо опустить в подсолнечное масло и аккуратно опустить иглу в воду. Мы увидим, что игла не тонет, а плавает на поверхности и развернется в определённом направлении. Имея компас, мы сможем сверить данные, и если вы всё правильно сделали, по показания совпадут. Наша с вами планета Земля- это тоже огромный магнит. Магнитное поле различных магнитов взаимодействует с магнитным полем Земли. На этом основывается работа и нашего компаса, магнитная стрелка всегда выстраивается вдоль силовых линий и всегда указывает на север[7].

Можно проделать ещё один эксперимент в домашних условиях с детьми. Мы не можем видеть магнитное поле, но с помощью металлической стружки мы сможем увидеть его границы. Необходимо насыпать на лист бумаги металлическую стружку и поднести магнит с обратной стороны. В результате эксперимента мы сможем увидеть объёмный узор. Это не только удивительное, но и красивое зрелище. Это происходит благодаря магнитному полю, мы можем приложить магнит под стружкой, и стружка вновь расположится по линиям поля (Этот эксперимент необходимо проводить только совместно со взрослыми. Ребенок в данном эксперименте может держать лист или магнит).

Если ребенок уже имеет представления о галактике, то ему можно рассказать, что планеты в Солнечной системе- это тоже гигантские магниты. Родители могут закрепить знания детей о видах магнита: природные- магнитная руда, искусственные, которые создал сам человек из магнито- твёрдых материалов, электрические магниты- на основе электрического тока.

Ни педагогам, ни родителям не стоит бояться погружать детей дошкольного возраста в удивительный мир науки. Дети дошкольного возраста настоящие исследователи. У них всегда масса вопросов: почему? отчего? зачем? Мы всегда должны найти точный, аргументированный ответ, опираясь на научные сведения. При целенаправленном руководстве взрослых (педагогов, родителей) формируются интеллектуальные способности ребенка. При экспериментировании с магнитом ребенок делает определенные умозаключения и выводы.

Ребенок дошкольного возраста внутренне уже настроен на познание мира, мы должны развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок, экспериментируя с магнитом, размышляет, сравнивает, отвечает на поставленные вопросы, делает выводы, устанавливает причинно- следственную связь, а также должен знать и соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента. В процессе экспериментов с магнитами, развивается познавательная активность ребенка, любознательность, инициативность к самостоятельному познанию свойств магнита, активно развивается логическое мышление. Эксперименты в основном проходят с подгруппой детей и способствуют развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Магнит- самый удивительный предмет для детей и часто используемый в экспериментировании. Эксперименты с магнитом приводят в восторг детей, они видят в этом явлении что-то загадочное. Магниты тесно вошли в нашу жизнь. Их используют и в быт, и в производстве. Мы можем встретить магниты: в динамике колонок, в компасе, в ювелирных изделиях, в разнообразных детских игрушках. Магниты активно используются нами, они и помощники, и волшебники[8].

Список используемой литературы

1. Серебрякова,Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Т. А. Серебрякова. М. : Издательский центр «Академия»,2008. С. 125.;

2. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт/ А. Н. Поддьяков. М. : Издательский центр «Академия», 2000. С. 227.;

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. заведений/С. Н. Николаева. М. : Издательский центр «Академия», 2005. С. 89.;

4. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие/ М. Д. Маханева. М. : ТЦ Сфера, 2010. С. 172.;

5. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. /А. И. Иванова. М. :ТЦ Сфера,2006. С 35-38.;

6. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование/ И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. М. : Педагогическое общество России, 2003. С. 88-92.;;

7. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. М. : Издательский центр «Академия», 2010. С. 93.;

8. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста/ Л. А. Венгер. М. : Просвещение, 2000. С 228.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с водой и ее свойствами» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами. Программное содержание: Задачи: Образовательные: -Закрепить знания об основных свойствах воды.

Конспект НОД по ФЭМП во второй группе раннего возраста «Знакомство детей со свойствами снега» Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении объектов окружающего мира по: форме,.

Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха» КОНСПЕКТ Тема: Знакомство со свойствами воздуха Образовательная область (познавательное развитие) для детей от 6 до 7 лет Выполнил: Резванцева.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита»Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита» Обучающие задачи: формировать у детей представления о свойствах магнита — притягивание металлических предметов. Развивающие задачи: развивать.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами воды» Цель: создать условия, для возникновения интереса к природе, ее явлениям. Задачи: дать детям представление о воде, ее свойствах.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.

НОД по ФКЦМ «Знакомство со свойствами дерева» МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» НОД ФКЦМ «Знакомство со свойствами дерева» 2 младшая группа Воспитатель: Байкова З. Х Пгт.

Знакомство детей дошкольного возраста с геометриейЗнакомство детей дошкольного возраста с геометрией Зачем нужна геометрия ребёнку? Обучение и развитие ребёнка должны быть неразрывно связаны с практической жизнью, с бытом ребёнка. Изучение.

Знакомство со свойствами водыЗнакомство со свойствами воды 22 марта- Всемирный день воды. Именно этому событию было посвящено мероприятие "Волшебница- вода", которое прошло в нашей группе в этот.

Исследовательское занятие Знакомство со свойствами воды’ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 09:46
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита»» (включая файлы) размещена пользователем олеся юруткина (УИ 3133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД