Галина Лаврищева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Г. Н. Лаврищева
МБ ДОУ «Детский сад №249»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Почётный Работник Общего Образования
высшей квалификационной категории.
Аннотация
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Ни для кого не секрет, что здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Именно поэтому охрана жизни и здоровья детей – главная задача, стоящая перед всем персоналом ДОУ.
Несмотря на то, что музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников, музыкальные занятия уже составляют неотъемлемую часть комплексной работы в направлении оздоровления детей.
Цель внедрения здоровье сберегающих технологий : сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Из цели вытекает ряд задач:
1. Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки)
2. В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить)
3. Внедрять элементы здоровье сбережения во время танцев и игр и драматизаций.
В своей работе я использую разнообразные здоровье сберегающие технологии.
1. Валеологические песенки-распевки – которые являются отличным началом любого музыкального занятия или заменой физкультминутки. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательные гимнастики, польза которых неоднократно доказана медиками, предваряют пение песен, а также могут быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, дети учатся дышать правильно.
3. Артикуляционные гимнастики, работа по которыми согласовывается логопедами ДОУ, способствуют тренировке движений необходимых для правильного произношения звуков, слогов, слов. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.
4. Логоритмические упражнения – любимые упражнения детей, на согласования движений с музыкой. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.
Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
5. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.
6. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивают чувство ритма.
Последним и самым объемным разделом здоровье сбережения в музыкальной деятельности является музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Ученными доказано, что слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровье сбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье сбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Таким образом, компетентностный подход позволяет создать целостную систему здоровье сбережения детей на музыкальных занятиях.