Приложение МААМ

Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования

Кускова Диана Сергеевна
Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Касаясь вопроса о формировании и развитии эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования, чаще всего исследователи обращаются к художественным произведениям как источнику развития эмоциональной отзывчивости, используя их в качестве примеров и средств воспитания сочувствия и сопереживания герою.

Публикация «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования» размещена в разделах

Как личностное качество эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (Р. С. Буре, М. В. Воробьева, А. Д. Кошелева, Л. В. Лидак, Л. П. Стрелкова, Е. А. Шовкомуд и др.). В исследованиях данного направления отмечается, что эмоциональная отзывчивость оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта и выступает первопричиной активных действий ребенка. В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Остановимся на некоторых современных исследованиях эмоциональной отзывчивости. Связь эмоционального развития дошкольников с коммуникативным развитием исследована в работе С. В. Ильиной. Анализ эмоциональных состояний дошкольников в процессе общения со сверстниками показал, что преобладающая часть дошкольников обладает высоким (56,5%) и средним (37,1%) уровнем тревожности в общении со сверстниками. Дети чаще указывали на отрицательные эмоциональные состояния в совместной трудовой и учебной деятельности, в ситуации свободной беседы. Ребенок отгораживается от неприятностей, избегает неприятных переживаний. Видимое эмоциональное благополучие достигается ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на общении. Следовательно, проблема эмоциональной отзывчивости связана с проблемой социально-коммуникативного воспитания, с мотивацией, социальной коммуникацией, познанием и поведением. В самой экзистенциональной сущности ребенка заложены возможности эмоциональной отзывчивости. Они включают в себя единство процесса познания ребенком мира с его эмоциональным развитием, его «способность быть в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», «жить во взаимности и сопричастности всему сущему на свете» [5]. Говоря об эмоциональной отзывчивости Н. А. Довгова выделела компоненты эмоциональной сферы (перцептивный, когнитивный, вербальный, рефлексивный) и доказано, что в период от 4-х до 6-ти лет происходит неравномерное и гетерохронное развитие всех исследуемых компонентов эмоциональной сферы [5]. Но к младшего школьному осознанному возрасту становится менее заметной, что подчеркивает адекватность выбора возраста для развития эмоциональной отзывчивости в нашем исследовании. Таким образом, анализ теоретический исследований по проблеме развития эмоциональной отзывчивости подтверждает необходимость дальнейшего изучения содержания, структуры исследуемого феномена, поиска эффективных методов и средств и условий развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста как наиболее адекватного для педагогического воздействия. Условиями, способствующими воспитанию у детей интереса к своему внутреннему миру, развитию механизмов эмоциональной

отзывчивости, выступают:

1) эмоционально благоприятная атмосфера в детской группе;

2) взаимообмен с воспитанниками опытом добрых отношений с окружающими людьми;

3) педагогический запрос понимания-постижения воспитанниками новых, ранее скрытых для них смыслов и значений «старой», известной им ситуации;

4) инициирование у детей

адекватного положительного эмоционального

переживания отношений с самим собой, со

своими внутренними резервами.

Тем самым, можно сделать вывод, что от эмоциональных реакций ребенка, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития в жизни.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализацииРазвитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализации Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования
Опубликовано: 17 мая 2023 в 13:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Кускова Диана Сергеевна (УИ 2951018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД