Кускова Диана Сергеевна
Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования
▼ Скачать
Касаясь вопроса о формировании и развитии эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования, чаще всего исследователи обращаются к художественным произведениям как источнику развития эмоциональной отзывчивости, используя их в качестве примеров и средств воспитания сочувствия и сопереживания герою.
Публикация «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости в практике дошкольного образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как личностное качество эмоциональная отзывчивость рассматривается на социально-нравственном уровне в связи с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности (Р. С. Буре, М. В. Воробьева, А. Д. Кошелева, Л. В. Лидак, Л. П. Стрелкова, Е. А. Шовкомуд и др.). В исследованиях данного направления отмечается, что эмоциональная отзывчивость оказывает глубокое воздействие на становление таких качеств, как чуткость, гуманность, доброта и выступает первопричиной активных действий ребенка. В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости связано с формированием у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений. Остановимся на некоторых современных исследованиях эмоциональной отзывчивости. Связь эмоционального развития дошкольников с коммуникативным развитием исследована в работе С. В. Ильиной. Анализ эмоциональных состояний дошкольников в процессе общения со сверстниками показал, что преобладающая часть дошкольников обладает высоким (56,5%) и средним (37,1%) уровнем тревожности в общении со сверстниками. Дети чаще указывали на отрицательные эмоциональные состояния в совместной трудовой и учебной деятельности, в ситуации свободной беседы. Ребенок отгораживается от неприятностей, избегает неприятных переживаний. Видимое эмоциональное благополучие достигается ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на общении. Следовательно, проблема эмоциональной отзывчивости связана с проблемой социально-коммуникативного воспитания, с мотивацией, социальной коммуникацией, познанием и поведением. В самой экзистенциональной сущности ребенка заложены возможности эмоциональной отзывчивости. Они включают в себя единство процесса познания ребенком мира с его эмоциональным развитием, его «способность быть в состоянии чуткой восприимчивости», «безграничной отзывчивости», «жить во взаимности и сопричастности всему сущему на свете» [5]. Говоря об эмоциональной отзывчивости Н. А. Довгова выделела компоненты эмоциональной сферы (перцептивный, когнитивный, вербальный, рефлексивный) и доказано, что в период от 4-х до 6-ти лет происходит неравномерное и гетерохронное развитие всех исследуемых компонентов эмоциональной сферы [5]. Но к младшего школьному осознанному возрасту становится менее заметной, что подчеркивает адекватность выбора возраста для развития эмоциональной отзывчивости в нашем исследовании. Таким образом, анализ теоретический исследований по проблеме развития эмоциональной отзывчивости подтверждает необходимость дальнейшего изучения содержания, структуры исследуемого феномена, поиска эффективных методов и средств и условий развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста как наиболее адекватного для педагогического воздействия. Условиями, способствующими воспитанию у детей интереса к своему внутреннему миру, развитию механизмов эмоциональной
отзывчивости, выступают:
1) эмоционально благоприятная атмосфера в детской группе;
2) взаимообмен с воспитанниками опытом добрых отношений с окружающими людьми;
3) педагогический запрос понимания-постижения воспитанниками новых, ранее скрытых для них смыслов и значений «старой», известной им ситуации;
4) инициирование у детей
адекватного положительного эмоционального
переживания отношений с самим собой, со
своими внутренними резервами.
Тем самым, можно сделать вывод, что от эмоциональных реакций ребенка, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития в жизни.