Наталья Самохвалова
Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Н. А. Самохвалова, воспитатель,
МБДОУ №9 «Росинка» г. Шадринск
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена описанию возможностей экспериментирования как средства формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. В ней рассмотрены основные понятия исследуемой проблематики, такие как «познавательная активность», «познавательный интерес», «экспериментирование»; обобщены условия организации и представлена методика проведения детского экспериментирования в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: ребенок, развитие, познавательный интерес, познавательная активность, экспериментирование. [/i]
Познавательная активность современных дошкольников, представителей цифрового поколения, связана, как правило, с информационными технологиями и системами, освоением гаджетов, которые перешли в детское пользование из мира взрослых. Сегодня педагоги отмечают низкую познавательную активность первоклассников, что сказывается на успеваемости школьников. Дети реже задают вопросы познавательного характера, не стремятся к получению новых знаний, не проявляют самостоятельность.
Не умаляя значение цифровых образовательных ресурсов в развитии ребенка, отметим, что есть и другие, отвечающие естественной природе ребенка, активизирующие его мыслительную деятельность, вызывающие неподдельный интерес. Одним из средств развития познавательной активности дошкольников может выступать экспериментирование.
Вопросом формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования занимались такие ученые, как Н. А. Виневская, В. С. Ильин, О. В. Киреева, Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и другие [2, 4, 5, 6, 8]. Они указывают на необходимость своевременного стимулирования познавательного развития ребенка.
С младенчества ребенок подсознательно испытывает тягу ко всему новому, неизведанному. Сначала изучая на вкус игрушки, акцентируя внимание на ярких и шумных предметах. У ребенка формируется любознательность желание познавать закономерности этого увлекательного мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него, с точки зрения познавательного развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности [7]. Главными критериями при этом будут выступать новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Во ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» определено содержание работы в обозначенном направлении [7]. Особое внимание в документе уделено познавательно-исследовательской деятельности дошкольников исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними.
Особенности детского экспериментирования рассматривались известными педагогами и психологами: Д. Б. Годовиковой, М. И. Лисиной, С. Л. Новоселовой, А. Н. Поддьяковым и др. Исследователи отмечают, что экспериментирование позволяет задействовать сразу несколько групп анализаторов (зрительный, осязательный, обонятельный, слуховой, что повышает эффективность процесса познания.
Вместе с педагогом ребенок учится экспериментировать, пользоваться необходимым оборудованием, содержать его в порядке. Результаты эксперимента ребенком осмысливаются сначала при умелом руководстве со стороны педагога, а затем и самостоятельно. Одним из главных условий организации детского экспериментирования выступает его безопасность для детей.
В связи с этим в детском саду эксперимент должен отвечать следующим требованиям:
простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
безотказность действия приборов и однозначность результатов;
показ только существенных сторон явления или процесса;
отчетливая видимость изучаемого явления;
возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [4].
Роль педагога в экспериментировании состоит в следующем : сохраняя самостоятельность в действиях детей, педагог руководит экспериментом, находясь, при этом в отношениях партнерства с ребенком. В соответствии с методикой организации детского экспериментирования, эксперимент может быть организован поэтапно: разделен на ряд наблюдений, серию опытов.
Методика обучения детей действиям в экспериментировании выстраивается по следующему алгоритму:
воспитатель демонстрирует практическое действие;
один ребенок из группы повторяет его (лучше выбрать ребенка, который, скорее всего, выполнит действие неверно, тем самым, появляется возможность еще раз сосредоточить внимание детей на правильности выполнения действия);
сам педагог выполняет действие с ошибкой, позволяя детям исправить его;
ребенок из группы совершает действие верно;
все вместе выполняют действие в умеренном темпе (для контроля за правильностью выполнения) [3].
Условия семейного воспитания также благоприятны для развития детского экспериментирования. Несложные опыты, наблюдения могут стать содержанием исследовательской деятельности детей и их родителей, а затем и предметом обсуждения в группе детского сада.
Таким образом, детское экспериментирование является одним из эффективных средств развития познавательной активности у дошкольников. Представления, полученные на основе чувственного опыта ребенка, в ходе самостоятельных наблюдений, как результат несложных практических действий, не просто наполняют «багаж» знаний ребенка, но стимулируют его формулированию проблем, гипотез, поиску способов их решения.
Список использованных источников
1. Виневская, Н. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования [Текст] / Н. А. Виневская // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – 2010. – № 1. – С. 63-65.
2. Дорохова, Т. М. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками [Электронный ресурс] // Педагог ДОУ. Всероссийский электронный журнал. – Режим доступа: https://www.pdou.rU/categories/2/articles/2028. – 01.03.2020
3. Карелова И. И. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование [Текст] / И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.
4. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 15-16.
5. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. – № 4. – С. 31.
6. Прядка, А. Ю. Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Ю. Прядка // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 1. – С. 1-6.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf. – 01.03.2020.
8. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89-91.