Голевко Елена Анатольевна
Взаимосвязь музыкальной и изобразительной деятельности как средство развития детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие красок и звуков, живописи и музыки существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Чувствами взаимосвязи звука и цвета обладают не только художники и композиторы, они возникают у любого взрослого человека, и конечно же у ребенка.
Задача педагога сформировать интерес ребёнка к эстетической стороне окружающей действительности, через решение следующих задач:
Публикация «Взаимосвязь музыкальной и изобразительной деятельности как средство развития детского творчества» размещена в разделах
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитание эмоционального отношения к искусству;
- приобщение к богатому миру искусства;
- развитие способностей ребёнка к освоению и преобразованию окружающего пространства;
- учить слышать, видеть, чувствовать и переживать эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.
Эти задачи успешно решаются при объединении музыкальной и изобразительной деятельности, что способствует развитию у дошкольников эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства.
Музыкальная деятельность раскрывает самоценность объектов природы, обогащает их восприятие эмоционально-положительным отношением. Всё это успешно реализуется в обычной музыкальной деятельности – пении, музыкальном творчестве, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях.
Таким образом, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным репертуаром.
На интегрированных занятиях взаимодействие музыки и изобразительного искусства осуществляется в двух формах:
1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства;
2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».
Занятия включают в себя просмотр видеозаписей и диапозитивов, слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, различные виды детского художественного творчества : рисование, музыкальное движение, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Огромное значение на занятиях имеет предварительная работа, которая связана с накоплением сенсорного опыта: беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, наблюдения на прогулке, упражнения на ознакомление объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: двигательная, зрительная, слуховая, что способствует повышению качества продуктивного результата. Во время занятий предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием, слушание музыкального произведения с чтением стихов, потешки, динамические паузы.
В дошкольной педагогике, наряду с камерной музыкой, дети знакомятся с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: оперой и балетом. Подбор произведений «самых молчаливых» искусств – живописи, скульптуры, архитектуры, которые демонстрируются детям на занятиях, осуществляется на основе принципов высокой художественности и доступности детям. Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета, которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Очень часто познакомившись с новой музыкой дошкольники воплощают её в рисунках, но перед этим должна обязательно предшествовать беседа о музыке, ее анализ. И в процессе самого рисования тоже звучит музыка, как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном» : она должна напоминать о себе, продолжать волновать, вызывать разные ассоциации. Дети воплощают не только настроение музыки, но и особенности мелодии, тембра, ритма.
Значительным для детей и взрослых событием может стать выставка детских рисунков, которая оформляется в группе или музыкальном зале, проведение конкурсов по музыкальному рисованию. Такие мероприятия устраивают с целью поисков новых талантов, а также с целью привлечения внимания дошкольников к миру красоты.
Развиваясь в данном направлении, ребенок сможет преодолеть барьер между высоким искусством и своим внутренним миром. Он всей душой почувствует острую необходимость в искусстве и творчестве, как составной части его развития и жизни. Великое искусство умеет поглощать!
Необходимо вовлекать в эту деятельность, как можно больше участников. Обязательно информировать воспитателей, родителей и учителей, которые никогда не слышали о такой прекрасной методике, лучше узнать и почувствовать своего ребенка и конечно же подарить ему возможность стать музыкальным художником.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, помогает передать в рисунке характерные особенности образа, вызывает яркие ассоциации, она содействует развитию у детей творческого воображения, обогащает детские впечатления.