Приложение МААМ

Статья «Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника»

Ольга Беликова
Статья «Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социокультурное развитие дошкольника.

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Вопросу этому, ввиду его несомненной важности всегда уделялось и уделяется серьезное внимание, на каких бы ступенях развития ни находились люди : от малокультурных дикарей до более совершенных культурных народов. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного общества.

Публикация «Статья „Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника“» размещена в разделах

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. Общение с родителями важно для детей любого возраста, но особенно большое значение имеет для дошкольников [З. с. 9].

Дошкольный возраст - сенситивный период развития образного познавания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения; осмысления законов физического и социального мира, исходная форма теоретического мышления ребёнка, формирования любознательности, любви к познанию. Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения, образного мышления лежит в русле основных возрастных тенденций и достижений. Складывание первой обобщённой картины мира не возможно вне особых типов общения со взрослым — внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного[1. С. 5]. Взрослый сохраняет своё центральное положение в мире ребёнка, стремящегося подражать ему, и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьёзном к себе отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнёр по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами[3. с. 57].

Важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей -родительская любовь. Любовь родителей - это естественное чувство, совершенно необходимое детям, она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе с объективным учётом реальных интересов ребёнка, что особенно важно для неполных семей[3. с. 16].

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости.

Главной целью воспитания детей в семье, является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А достижение этой цели требует решение таких

задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Но родители не всегда могут выполнить эти задачи по ряду причин - не достаток времени и возможностей, а также педагогических знаний. Тогда на помощь родителям приходит дошкольное образовательное учреждение, которое берёт на себя ряд функций по воспитанию детей. ДОУ способствует выявлению индивидуальных способностей и развитию эмоционально-волевой сферы детей. Одним из таких средств взаимодействия является дифференцированный подход.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями -необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: -взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня

подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы

со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,

системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Результатом совместной работы и педагогического коллектива и родителей, и на основе практического опыта ДОУ была создана программа «Комфорт». Авторами программы являются преподаватель кафедры ТиМДО НИПКиПРО, Ольга Михайловна Ельцова, Наталья

Николаевна Горбачевская - заведующая ДОУ № 493 и Алла Николаевна Терехова - старший воспитатель.

«Комфорт» - это программа конкретных действий, направленных на обеспечение психологического благополучия детей во время их пребывания в детском саду;

- это практическое руководство для педагогов по реализации прав ребёнка на

игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение;

это организация оптимального комфортного режима, имеющего много вариантов, которые начинают действовать при изменении ситуации;

- это продуманная организация партнерского общения с детьми;

- это среда пространственно-предметная и психологическая, в которой ребенок

проводит значительную часть своего жизненного времени.

Наша программа носит не только стратегический,т. е. указывает на то, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками, сколько тактический характер, т. е. раскрывает путь к желаемому результату. А его суть (результата) совпадает с целью- создание каждому дошкольнику всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Путь - накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание. Программа «Комфорт» состоит из пяти разделов:

организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима;

развивающая предметно-пространственная среда как основа индивидуального подхода к ребёнку;

- свобода детской инициативы как условие развития игровой деятельности;

- организация эффективного общения детей;

- культурно-досуговые праздничные традиции.

Основным лейтмотивом всей программы является переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнка со взрослым, детей

между собой, педагогов друг с другом и родителями. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

В программе представлен опыт работы дошкольного учреждения по реализации прав ребёнка на игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение путём организации оптимального комфортного режима, имеющего много вариантов, которые начинают действовать при изменении ситуации; продуманной организации партнёрского общения с детьми; организации пространственно-предметной и психологической среды, в которой ребёнок проводит значительную часть своего жизненного времени[2. с. 2].

Организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима.

Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении. Его основная черта - психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нём человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому организация жизни детей должна быть направлена на то, чтобы как можно меньше прерывать деятельность и мешать ей. Это находит отражение в организации гибкого режима под условным названием «подвижное в неподвижном». Суть его в свободном распределении деятельности детей воспитателем в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала. Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Педагог обязан продумать стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности. Ведь отношения ребёнка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подаёт детям своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Поэтому в своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:

- ребёнок ему ничего не должен. Это он должен помочь ребёнку стать более

самостоятельным и ответственным;

в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Необходимо добиваться от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния и интересов;

навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения педагога благонравны;

запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

- тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи

воспитателя, как и отъявленный драчун;

благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психологического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Залог успеха- в использовании ненасильственного управления деятельностью детей и гуманных методов и приемов воспитания. Например, если у воспитателя возникает необходимость организовать занятие с подгруппой детей или совместную деятельность всех детей, это заранее обговаривается с ними, чтобы дети могли учесть ее, строя свои планы. При организации жизни детей целесообразно учитывать:

- задачи развития и воспитания;

- возраст детей;

- интересы, потребности и возможности самих детей.

Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития, дети становятся участниками планирования деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейший критерий отбора содержания и обучения и сроков его реализации. Благодаря такому открытому планированию педагог предлагает детям то, что для них значимо в данный момент жизни, открытое

планирование требует перестройки деятельности воспитателя. Она характеризуется отсутствием жёсткой методической и содержательной регламентации. В работе воспитателя присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение -умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать полученные результаты, которые становятся основой открытого планирования.

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность, однако с целью охраны физического и психического здоровья детей, создания размеренности в их жизни необходимо поддерживать стабильные ее компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулки, систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т. п.

Наряду с этим педагогу важно вносить в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить её, сделать радостной и интересной. Необходимо сохранить реально существующую специфику игры и обучения, давая по возможности простор для реализации позитивных детских замыслов.

Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого факта. И не учитывать этого обстоятельства - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка. Ведь ещё Л. С. Выгодский в свое время подчеркивал, что обучение не должно плестись в развития, оно должно опережать его. Но фраза Выгодского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «. только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой», имеет окончание: «. но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он способен обучаться». И это существенно меняет акцент, т. к. есть ещё один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного

возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. На сегодня признано всеми, что без обучения не может быть развития. Что это такое по отношению к дошкольникам? Это правильно построенный процесс обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Развивающее индивидуально, ориентированные индивидуальности каждого.

Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы.

Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности.

Известный отечественный психолог А. В. Запорожец неоднократно подчёркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребёнка в детстве. От того, как воспитывается ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и всё последующее формирование всесторонне развитой личности.» Образовательный процесс в дошкольном учреждении нацелен на развитие личности каждого ребёнка[2. с. 9-17].

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

работы по программе «Комфорт» :

- правильная организация полноценной жизнедеятельности ребёнка в детском

саду. Именно она даёт толчок к познанию, открывает возможность обретения

дошкольником себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям;

расширение «степени свободы» развивающего ребёнка (с учётом его возрастных особенностей) : его способностей, прав, перспектив;

в ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, формируется коллектив;

воображение и мышление детей не сковано страхом перед неудачей или насмешкой, развиваются познавательные и творческие способности[2. с. 46].

Таким образом, программа «Комфорт» позволяет вести совместную деятельность пед. коллектива и родителей более продуктивно.

В нашем дошкольном учреждении регулярно проводятся совместные мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Вместе с родителями педагоги оборудовали предметно-развивающую среду в группах и благоустраивали территории и игровые площадки. Руками родителей был создан яркий игровой и дидактический материал для обучения. Под руководством педагога-эколога родители с детьми и педагоги разбили клумбы, альпинарии и цветники.

Традиционно проводятся выставки совместных работ детей и родителей такие как : «Чудо с грядки» - поделки из овощей и фруктов. Рисунки «Воспоминания о лете» - выставка детских рисунков'«Мастерская дедушки Мороза» - поделки детей совместно с родителями, украшения-самоделки на новогоднюю ёлку; выставка портретов и рисунков - «Защитники Родины» и «Мама милая моя». Родители вместе с детьми и педагогами принимали активное участие в областных, городских, районных и садовских конкурсах, таких как: «Снежная фантазия» - конкурс детских поделок, конкурс-проект - «Питание и здоровье», «Если хочешь быть здоров» - спортивный праздник, смотр-конкурс зимних построек на территории детского сада - «Снежный городок». А какое счастье для ребенка вместе с папой строить горку, а потом всю зиму с удовольствием кататься. 5

Праздники и культурно-досуговая деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении рассчитана на возраст детей от 2 до? лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально-педагогическую особенность старших дошкольников -потребность в нерегламентированном общении. По примеру педагогов родители учатся правильно общаться со своими детьми.

Педагоги привлекают родителей к совместной работе с детьми по сочинению

сказок, книжек-самоделок, сколько нового мы узнаем о семье из проектов,

тематика которых разнообразна: «Школа дорожных наук», «Детский сад моей мечты», «Если ты заблудился», «Незнакомые люди», «Дружба с электроприборами», «Если ты поранился», «Как вести себя при пожаре», «Мы живём в России», «История новогоднего праздника», «Мы друг другу помогаем», «Как поступают друзья», «Семейные таланты». Такие задания очень нравятся родителям и детям, так как это даёт возможность родителям не только проявлять интерес к творческому процессу ребёнка, но и быть непосредственным участником.

Для расширения педагогических знаний родителей в группах созданы родительские уголки и ведутся консультации в «Школе для заботливых родителей». В этом году были проведены консультации по темам: «Воспитывать мальчишек.», «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «Как избежать невроза у детей», «Как подходить к вопросам полового воспитания», «Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи».

Для поддержания постоянной заинтересованности родителей используется система стимулирования наиболее активных родителей в виде грамот, благодарственных писем, стенгазет и подарков, созданных руками детей. Используя в практической деятельности программу «Комфорт» коллектив дошкольного образовательного учреждения укрепил взаимосвязь родителей, детей и педагогов.

Список литературы. 1. Бабаева Т. П., Михайлова З. А.

Методические советы к программе «Детство». - СПБ. : «Детство-Пресс» 2001-304с.

2. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н.

«Комфорт» программа и руководство деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации прав ребёнка на игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение, -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005-70с.

3. Прохорова О. Г.

Мы и наши дети: как построить отношения в семье. - СПБ. : КАРО, 2007-160с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольника «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей» Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и.

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников Вот уже много лет наше дошкольное учреждение проводит работу по участию родителей воспитанников в конкурсах поделок из природного материала.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Содружество и взаимодействие семьи и детского сада Содружество и взаимодействие семьи и ДОУ Матвеева М. А. с. Чакыр, Чурапчинский улус, Республика Саха Мунициаальное бюджетное дошкольное учреждение.

Статья для родителей о значении книги для дошкольника Малыш и книга Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации.

Тренинг для родителей второй младшей группы «Психологическое здоровье дошкольника» Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников. Оборудование:.

Взаимодействие детского сада и родителейВзаимодействие детского сада и родителей В нашем детском саду проходит много интересных выставок поделок детей совместно с родителями. Это создаёт атмосферу общности детей, родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников. Кто-то правильно подметил, что "первая школа растущего человека – семья".И наш коллектив.

Взаимодействие детского сада и семьи по созданию благоприятных условий, направленных на развитие здорового образа жизни детей Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

Взаимодействие детского сада с родителями В нашем обществе уделяется большое внимание формированию всестороннего развития личности. Вот почему очень важно повысить эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 11:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Беликова (УИ 629758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД