Ольга Беликова
Статья «Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социокультурное развитие дошкольника.
Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Вопросу этому, ввиду его несомненной важности всегда уделялось и уделяется серьезное внимание, на каких бы ступенях развития ни находились люди : от малокультурных дикарей до более совершенных культурных народов. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного общества.
Публикация «Статья „Взаимодействие родителей и детского сада, как психологическое и социо-культурное развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. Общение с родителями важно для детей любого возраста, но особенно большое значение имеет для дошкольников [З. с. 9].
Дошкольный возраст - сенситивный период развития образного познавания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения; осмысления законов физического и социального мира, исходная форма теоретического мышления ребёнка, формирования любознательности, любви к познанию. Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения, образного мышления лежит в русле основных возрастных тенденций и достижений. Складывание первой обобщённой картины мира не возможно вне особых типов общения со взрослым — внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного[1. С. 5]. Взрослый сохраняет своё центральное положение в мире ребёнка, стремящегося подражать ему, и одновременно испытывает потребность в уважительном и серьёзном к себе отношении. Родитель выступает как эрудит, источник познания, партнёр по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами[3. с. 57].
Важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей -родительская любовь. Любовь родителей - это естественное чувство, совершенно необходимое детям, она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе с объективным учётом реальных интересов ребёнка, что особенно важно для неполных семей[3. с. 16].
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Главной целью воспитания детей в семье, является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. А достижение этой цели требует решение таких
задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Но родители не всегда могут выполнить эти задачи по ряду причин - не достаток времени и возможностей, а также педагогических знаний. Тогда на помощь родителям приходит дошкольное образовательное учреждение, которое берёт на себя ряд функций по воспитанию детей. ДОУ способствует выявлению индивидуальных способностей и развитию эмоционально-волевой сферы детей. Одним из таких средств взаимодействия является дифференцированный подход.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями -необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: -взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы
со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Результатом совместной работы и педагогического коллектива и родителей, и на основе практического опыта ДОУ была создана программа «Комфорт». Авторами программы являются преподаватель кафедры ТиМДО НИПКиПРО, Ольга Михайловна Ельцова, Наталья
Николаевна Горбачевская - заведующая ДОУ № 493 и Алла Николаевна Терехова - старший воспитатель.
«Комфорт» - это программа конкретных действий, направленных на обеспечение психологического благополучия детей во время их пребывания в детском саду;
- это практическое руководство для педагогов по реализации прав ребёнка на
игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение;
это организация оптимального комфортного режима, имеющего много вариантов, которые начинают действовать при изменении ситуации;
- это продуманная организация партнерского общения с детьми;
- это среда пространственно-предметная и психологическая, в которой ребенок
проводит значительную часть своего жизненного времени.
Наша программа носит не только стратегический,т. е. указывает на то, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками, сколько тактический характер, т. е. раскрывает путь к желаемому результату. А его суть (результата) совпадает с целью- создание каждому дошкольнику всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Путь - накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание. Программа «Комфорт» состоит из пяти разделов:
организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима;
развивающая предметно-пространственная среда как основа индивидуального подхода к ребёнку;
- свобода детской инициативы как условие развития игровой деятельности;
- организация эффективного общения детей;
- культурно-досуговые праздничные традиции.
Основным лейтмотивом всей программы является переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнка со взрослым, детей
между собой, педагогов друг с другом и родителями. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.
В программе представлен опыт работы дошкольного учреждения по реализации прав ребёнка на игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение путём организации оптимального комфортного режима, имеющего много вариантов, которые начинают действовать при изменении ситуации; продуманной организации партнёрского общения с детьми; организации пространственно-предметной и психологической среды, в которой ребёнок проводит значительную часть своего жизненного времени[2. с. 2].
Организация педагогического процесса в ДОУ на основе оптимального комфортного режима.
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении. Его основная черта - психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нём человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому организация жизни детей должна быть направлена на то, чтобы как можно меньше прерывать деятельность и мешать ей. Это находит отражение в организации гибкого режима под условным названием «подвижное в неподвижном». Суть его в свободном распределении деятельности детей воспитателем в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала. Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Педагог обязан продумать стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности. Ведь отношения ребёнка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подаёт детям своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Поэтому в своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:
- ребёнок ему ничего не должен. Это он должен помочь ребёнку стать более
самостоятельным и ответственным;
в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Необходимо добиваться от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния и интересов;
навязывание своих правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения педагога благонравны;
запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
- тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи
воспитателя, как и отъявленный драчун;
благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психологического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Залог успеха- в использовании ненасильственного управления деятельностью детей и гуманных методов и приемов воспитания. Например, если у воспитателя возникает необходимость организовать занятие с подгруппой детей или совместную деятельность всех детей, это заранее обговаривается с ними, чтобы дети могли учесть ее, строя свои планы. При организации жизни детей целесообразно учитывать:
- задачи развития и воспитания;
- возраст детей;
- интересы, потребности и возможности самих детей.
Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития, дети становятся участниками планирования деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейший критерий отбора содержания и обучения и сроков его реализации. Благодаря такому открытому планированию педагог предлагает детям то, что для них значимо в данный момент жизни, открытое
планирование требует перестройки деятельности воспитателя. Она характеризуется отсутствием жёсткой методической и содержательной регламентации. В работе воспитателя присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение -умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать полученные результаты, которые становятся основой открытого планирования.
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность, однако с целью охраны физического и психического здоровья детей, создания размеренности в их жизни необходимо поддерживать стабильные ее компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулки, систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т. п.
Наряду с этим педагогу важно вносить в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить её, сделать радостной и интересной. Необходимо сохранить реально существующую специфику игры и обучения, давая по возможности простор для реализации позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого факта. И не учитывать этого обстоятельства - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка. Ведь ещё Л. С. Выгодский в свое время подчеркивал, что обучение не должно плестись в развития, оно должно опережать его. Но фраза Выгодского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «. только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой», имеет окончание: «. но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он способен обучаться». И это существенно меняет акцент, т. к. есть ещё один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного
возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. На сегодня признано всеми, что без обучения не может быть развития. Что это такое по отношению к дошкольникам? Это правильно построенный процесс обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Развивающее индивидуально, ориентированные индивидуальности каждого.
Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы.
Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности.
Известный отечественный психолог А. В. Запорожец неоднократно подчёркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребёнка в детстве. От того, как воспитывается ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и всё последующее формирование всесторонне развитой личности.» Образовательный процесс в дошкольном учреждении нацелен на развитие личности каждого ребёнка[2. с. 9-17].
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
работы по программе «Комфорт» :
- правильная организация полноценной жизнедеятельности ребёнка в детском
саду. Именно она даёт толчок к познанию, открывает возможность обретения
дошкольником себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям;
расширение «степени свободы» развивающего ребёнка (с учётом его возрастных особенностей) : его способностей, прав, перспектив;
в ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, формируется коллектив;
воображение и мышление детей не сковано страхом перед неудачей или насмешкой, развиваются познавательные и творческие способности[2. с. 46].
Таким образом, программа «Комфорт» позволяет вести совместную деятельность пед. коллектива и родителей более продуктивно.
В нашем дошкольном учреждении регулярно проводятся совместные мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Вместе с родителями педагоги оборудовали предметно-развивающую среду в группах и благоустраивали территории и игровые площадки. Руками родителей был создан яркий игровой и дидактический материал для обучения. Под руководством педагога-эколога родители с детьми и педагоги разбили клумбы, альпинарии и цветники.
Традиционно проводятся выставки совместных работ детей и родителей такие как : «Чудо с грядки» - поделки из овощей и фруктов. Рисунки «Воспоминания о лете» - выставка детских рисунков'«Мастерская дедушки Мороза» - поделки детей совместно с родителями, украшения-самоделки на новогоднюю ёлку; выставка портретов и рисунков - «Защитники Родины» и «Мама милая моя». Родители вместе с детьми и педагогами принимали активное участие в областных, городских, районных и садовских конкурсах, таких как: «Снежная фантазия» - конкурс детских поделок, конкурс-проект - «Питание и здоровье», «Если хочешь быть здоров» - спортивный праздник, смотр-конкурс зимних построек на территории детского сада - «Снежный городок». А какое счастье для ребенка вместе с папой строить горку, а потом всю зиму с удовольствием кататься. 5
Праздники и культурно-досуговая деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении рассчитана на возраст детей от 2 до? лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально-педагогическую особенность старших дошкольников -потребность в нерегламентированном общении. По примеру педагогов родители учатся правильно общаться со своими детьми.
Педагоги привлекают родителей к совместной работе с детьми по сочинению
сказок, книжек-самоделок, сколько нового мы узнаем о семье из проектов,
тематика которых разнообразна: «Школа дорожных наук», «Детский сад моей мечты», «Если ты заблудился», «Незнакомые люди», «Дружба с электроприборами», «Если ты поранился», «Как вести себя при пожаре», «Мы живём в России», «История новогоднего праздника», «Мы друг другу помогаем», «Как поступают друзья», «Семейные таланты». Такие задания очень нравятся родителям и детям, так как это даёт возможность родителям не только проявлять интерес к творческому процессу ребёнка, но и быть непосредственным участником.
Для расширения педагогических знаний родителей в группах созданы родительские уголки и ведутся консультации в «Школе для заботливых родителей». В этом году были проведены консультации по темам: «Воспитывать мальчишек.», «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «Как избежать невроза у детей», «Как подходить к вопросам полового воспитания», «Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи».
Для поддержания постоянной заинтересованности родителей используется система стимулирования наиболее активных родителей в виде грамот, благодарственных писем, стенгазет и подарков, созданных руками детей. Используя в практической деятельности программу «Комфорт» коллектив дошкольного образовательного учреждения укрепил взаимосвязь родителей, детей и педагогов.
Список литературы. 1. Бабаева Т. П., Михайлова З. А.
Методические советы к программе «Детство». - СПБ. : «Детство-Пресс» 2001-304с.
2. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н.
«Комфорт» программа и руководство деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации прав ребёнка на игру, забаву, отдых, содержательное взаимодействие и общение, -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005-70с.
3. Прохорова О. Г.
Мы и наши дети: как построить отношения в семье. - СПБ. : КАРО, 2007-160с.