Герасимова Ирина Петровна
Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В статье автором отражены средства социально-культурной деятельности, при помощи которых происходит социальная адаптация детей-сирот в условиях социозащитного учреждения.
Автор: Герасимова И. П., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит».
Аннотация: в статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков – выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях СПбГБУСО социального приюта для детей «Транзит».
Публикация «Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах
Ключевые слова: взаимодействие; жизнеустройство выпускников социозащитных учреждений; социокультурное воспитание; программа социальной адаптации; профилактика девиантного поведения сирот; сиротство.
В современном мире количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Как показывают исследования, точное
количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России назвать нельзя. По данным Министерства образования в РФ в 2022 году общее количество детей-сирот составило 679 тысяч, что примерно можно прировнять к периоду Великой Отечественной войны и послевоенному времени, когда общее количество детей сирот было около 700 тысяч человек. В процентном соотношении в России в настоящее время около 9,7 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количество малолетних и несовершеннолетних россиян. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области на сегодняшний день проживает почти 2,5 тысячи детей-сирот, из них половина воспитывается в семьях опекунов, 455 - воспитанники приёмных семей, более 600 - находятся в социозащитных организациях.
Назвать конкретные причины сиротства довольно трудно, но можно выделить 3 основных : добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка, как правило, после его рождения (дети-подкидыши, дети, оставленные в клиниках, проданные другим лицам); лишение родительских прав; смерть родителей или потеря детей в результате природно-социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции [3, с. 455].
С середины XX века наблюдается рост «отказничества». В РФ социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%, причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.
Решение проблем адаптации ребенка, попавшего в приют, является
важным в деятельности воспитателя, который должен создавать
условия для успешной адаптации детей в двух направлениях : социальная
адаптация детей к условиям социума и адаптация детей к условиям социозащитного учреждения.
Под социальной адаптацией детей-сирот в социально-воспитательной
деятельности подразумеваются условия, позволяющие ребенку приобрести
навыки, необходимые для успешной социализации после выхода из социозащитного учреждения. Педагогу необходимо формировать правильные установки детей-сирот на включение в социум : отсутствие алкогольной, наркотической и других зависимостей; состояние здоровья, позволяющее быть участником социальных отношений; жизнь с соблюдением закона - Конституции РФ; стремление жить; отсутствие суицидных порывов; стабильная работа, заработок; наличие семьи.
По мнению Галагузовой М. А., основными задачами социозащитных учреждений являются : создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ [1, с. 205]. Для реализации этих задач необходимыми являются: теплая атмосфера общения; разумная снисходительность к ребенку; уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему; персонифицированное отношение к нему как к личности; заботливое отношение к его потребностям и интересам [2,с. 122].
Для социальной адаптации детей-сирот к условиям приюта необходимо следующее: при разговоре с ребенком соблюдать визуальный контакт «глаза в глаза»; использовать имя ребенка в общении с ним; оценивать не его личность, а поступки, фиксировать его внимание на конкретных результатах его действий и поступков; не забывать фиксировать его любые достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чаще выражать одобрение положительному поведению ребенка; следует избегать каких-либо сравнений
ребенка с его сверстниками, эффективней сравнивать его поведение вчера с
поведением сегодня, акцентируя внимание на позитивных моментах; дать
понять ребенку, что лучший способ заслужить доверие воспитателя - это
хорошо вести себя; не следует делать за детей то, что они могут сделать сами;
чаще ставить ребенка в ситуацию выбора (право самостоятельно принимать
решение); не давать обещаний, которые не можете выполнить [2, с. 121].
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области направление по улучшению условий жизни сирот набирает свои обороты: улучшаются социально-бытовые условия в социозащитных учреждениях. У каждой организации данного типа существуют спонсоры, которые обеспечивают материальную поддержку учреждений и их воспитанников.
Однако, для развития и воспитания детей из детских домов важно использовать средства формирования эмоционально-волевой сферы. Важным
средством является взаимодействие со старшими товарищами, учащимися
школ и студентами. Студенты принимают активное участие в досуговой и
просветительской деятельности детей-сирот : проводят беседы о вреде вредных привычек, инсценируют сказки, проводят тематические концерты, мастерклассы, конкурсные программы. Можно предложить организацию коллективно-творческого массового дела, проекта; открытие творческих мастерских; кроме календарно-тематических рекомендуется проводить такие праздники, как «Мой яркий сон», «День танца», «Моя будущая профессия», конкурс «Снежная фантазия», «Весенний марафон корабликов».
Детям интересно общение со студентами. Небольшая разница в возрасте
способствует развитию доверительных отношений. Формы и приемы используются студентами ненавязчиво, что формирует представление детей об особенностях, правилах и нормах взрослой жизни.
Таким образом, процесс успешной социальной адаптации детей-сирот в
условиях приюта является сложным и требует комплексного и
постепенного подхода. Он осуществляется во взаимодействии воспитанников с воспитателями, педагогами, сверстниками и студентами.
Литература:
1. Социальная педагогика : Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Гамагуровой -
М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2022 - 416с.
2. Социальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под
ред. В. А. Никитина - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 - 272с.
3. Социальная работа. / Под общ. ред. проф. В. М. Курбатова. Серия «Учебники,
учебные пособия». - Ростов н/ Д: «Феникс», 2019 - 576с.