Получи документы

Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения

Герасимова Ирина Петровна
Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

В статье автором отражены средства социально-культурной деятельности, при помощи которых происходит социальная адаптация детей-сирот в условиях социозащитного учреждения.

Автор: Герасимова И. П., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит».

Аннотация: в статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков – выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях СПбГБУСО социального приюта для детей «Транзит».

Публикация «Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах

Ключевые слова: взаимодействие; жизнеустройство выпускников социозащитных учреждений; социокультурное воспитание; программа социальной адаптации; профилактика девиантного поведения сирот; сиротство.

В современном мире количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Как показывают исследования, точное

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России назвать нельзя. По данным Министерства образования в РФ в 2022 году общее количество детей-сирот составило 679 тысяч, что примерно можно прировнять к периоду Великой Отечественной войны и послевоенному времени, когда общее количество детей сирот было около 700 тысяч человек. В процентном соотношении в России в настоящее время около 9,7 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количество малолетних и несовершеннолетних россиян. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области на сегодняшний день проживает почти 2,5 тысячи детей-сирот, из них половина воспитывается в семьях опекунов, 455 - воспитанники приёмных семей, более 600 - находятся в социозащитных организациях.

Назвать конкретные причины сиротства довольно трудно, но можно выделить 3 основных : добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка, как правило, после его рождения (дети-подкидыши, дети, оставленные в клиниках, проданные другим лицам); лишение родительских прав; смерть родителей или потеря детей в результате природно-социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции [3, с. 455].

С середины XX века наблюдается рост «отказничества». В РФ социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%, причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Решение проблем адаптации ребенка, попавшего в приют, является

важным в деятельности воспитателя, который должен создавать

условия для успешной адаптации детей в двух направлениях : социальная

адаптация детей к условиям социума и адаптация детей к условиям социозащитного учреждения.

Под социальной адаптацией детей-сирот в социально-воспитательной

деятельности подразумеваются условия, позволяющие ребенку приобрести

навыки, необходимые для успешной социализации после выхода из социозащитного учреждения. Педагогу необходимо формировать правильные установки детей-сирот на включение в социум : отсутствие алкогольной, наркотической и других зависимостей; состояние здоровья, позволяющее быть участником социальных отношений; жизнь с соблюдением закона - Конституции РФ; стремление жить; отсутствие суицидных порывов; стабильная работа, заработок; наличие семьи.

По мнению Галагузовой М. А., основными задачами социозащитных учреждений являются : создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ [1, с. 205]. Для реализации этих задач необходимыми являются: теплая атмосфера общения; разумная снисходительность к ребенку; уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему; персонифицированное отношение к нему как к личности; заботливое отношение к его потребностям и интересам [2,с. 122].

Для социальной адаптации детей-сирот к условиям приюта необходимо следующее: при разговоре с ребенком соблюдать визуальный контакт «глаза в глаза»; использовать имя ребенка в общении с ним; оценивать не его личность, а поступки, фиксировать его внимание на конкретных результатах его действий и поступков; не забывать фиксировать его любые достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чаще выражать одобрение положительному поведению ребенка; следует избегать каких-либо сравнений

ребенка с его сверстниками, эффективней сравнивать его поведение вчера с

поведением сегодня, акцентируя внимание на позитивных моментах; дать

понять ребенку, что лучший способ заслужить доверие воспитателя - это

хорошо вести себя; не следует делать за детей то, что они могут сделать сами;

чаще ставить ребенка в ситуацию выбора (право самостоятельно принимать

решение); не давать обещаний, которые не можете выполнить [2, с. 121].

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области направление по улучшению условий жизни сирот набирает свои обороты: улучшаются социально-бытовые условия в социозащитных учреждениях. У каждой организации данного типа существуют спонсоры, которые обеспечивают материальную поддержку учреждений и их воспитанников.

Однако, для развития и воспитания детей из детских домов важно использовать средства формирования эмоционально-волевой сферы. Важным

средством является взаимодействие со старшими товарищами, учащимися

школ и студентами. Студенты принимают активное участие в досуговой и

просветительской деятельности детей-сирот : проводят беседы о вреде вредных привычек, инсценируют сказки, проводят тематические концерты, мастерклассы, конкурсные программы. Можно предложить организацию коллективно-творческого массового дела, проекта; открытие творческих мастерских; кроме календарно-тематических рекомендуется проводить такие праздники, как «Мой яркий сон», «День танца», «Моя будущая профессия», конкурс «Снежная фантазия», «Весенний марафон корабликов».

Детям интересно общение со студентами. Небольшая разница в возрасте

способствует развитию доверительных отношений. Формы и приемы используются студентами ненавязчиво, что формирует представление детей об особенностях, правилах и нормах взрослой жизни.

Таким образом, процесс успешной социальной адаптации детей-сирот в

условиях приюта является сложным и требует комплексного и

постепенного подхода. Он осуществляется во взаимодействии воспитанников с воспитателями, педагогами, сверстниками и студентами.

Литература:

1. Социальная педагогика : Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Гамагуровой -

М: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2022 - 416с.

2. Социальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под

ред. В. А. Никитина - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 - 272с.

3. Социальная работа. / Под общ. ред. проф. В. М. Курбатова. Серия «Учебники,

учебные пособия». - Ростов н/ Д: «Феникс», 2019 - 576с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения» Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 17:14
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие как основа социальной адаптации детей-сирот в условиях социозащитного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Герасимова Ирина Петровна (УИ 3324122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД