Светлана Петренко
Мониторинг результатов ВПР: анализируем достижения и проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Петренко Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 5 города Ейска,
79094510394;
79094510394@yandex.ru
Статья: " ВПР: анализируем достижения и проблемы"
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Публикация «Мониторинг результатов ВПР: анализируем достижения и проблемы» размещена в разделах
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся, отличительными особенностями которых являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех общеобразовательных организаций Российской Федерации.
Результаты выполнения ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам освоения основных общеобразовательных программ; для совершенствования преподавания учебных предметов в общеобразовательных организациях Российской Федерации, для развития муниципальной и региональной систем образования.
Мониторинг качества знаний обучающихся 4 класса проводился по математике, русскому языку, окружающему миру в МБОУ ООШ № 5 города Ейска, в 2017 - 2018 учебном году. Результаты выполнения работы по предметам показаны в процентном соотношении.
Математика. В мониторинговом исследовании приняли участие 27 обучающихся 4 класса. На «4» и «5» выполнили работу 17 учащихся, что составляет 63%; на «3» выполнили работу 10 учащихся, что составляет 37%; на «2» - 0.
Успеваемость-100%, качество-63%.
Анализируя результаты обучающихся 4 класса ВПР по математике, можно отметить, что на высоком уровне обучающиеся справились с заданиями, которые проверяли такие умения, как: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями (100%); описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (96%); вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) – 85%; работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, читать несложные готовые таблицы (85%).
Полученные данные позволили сделать вывод о прочном усвоении таких умений, как: решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (72%); читать,
записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость, решать задачи в 3–4 действия (59%).
На низком уровне у обучающихся 4 класса сформированы следующие умения: вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата (33%); применять основы логического и алгоритмического мышления (29%); решать текстовые задачи в 3-4 действия (повышенный уровень) – 26%; выполнять построение геометрических фигур (19%).
Следовательно, для повышения качества образовательных результатов по математике следует реализовать дифференцированный подход в процессе обучения, формировать, прежде всего, базовые математические понятия, арифметические навыки, умения использовать ключевые алгоритмы и способы решения математических задач. Для учащихся с высоким уровнем математической подготовки необходимо делать акцент на освоение разных способов решения задач, развитие логического мышления, глубокого освоения геометрического компонента программы по математике. Личностно-ориентированный подход позволит учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося и достичь качественных результатов освоения программы по математике.
Русский язык. В мониторинговом исследовании приняли участие 28 обучающихся 4 класса. На «4» и «5» выполнили работу 16 учащихся, что составляет 57,14%; на «3» выполнили работу 12 учащихся, что составляет 42,86%; на «2» - 0.
Успеваемость-100%, обученность-57,14%
Анализ результатов ВПР по русскому языку в апреле 2018 года позволил выявить сильные и слабые стороны подготовки обучающихся по предмету.
На высоком уровне справились обучающиеся 4 класса в апреле 2018 года с заданиями, направленными на оценивание следующих умений: определять значение слова по тексту (100%); проверять предложенный тест, находить и исправлять пунктуационные ошибки (95%); находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения (89%); умение распознавать правильную орфоэпическую норму (89%); умение классифицировать согласные звуки (82%).
Полученные данные позволили сделать вывод о прочном усвоении таких умений, как: распознавать грамматические признаки слов, с учётом совокупности выявленных признаков относить слова к определённой группе основных частей речи (74%); находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (74%); определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение (72%).
Анализ результатов выполнения ВПР по русскому языку позволил выделить умения, недостаточно сформированные у обучающихся 4 класса: писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания (59%); делить тексты на смысловые части, составлять план текста (52%); определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж (52%, определять тему и главную мысль текста (22%); распознавать однородные главные члены предложения (28%).
Окружающий мир. В мониторинговом исследовании приняли участие 25 обучающихся 4 класса. На «4» и «5» выполнили работу 15 учащихся, что составляет 60%; на «3» выполнили работу 10 учащихся, что составляет 40%; на «2» - 0.
Успеваемость-100%, обученность-60%.
Анализируя результаты обучающихся по окружающему миру, можно отметить, что качественнее всего выполнено задание, в котором проверялся уровень сформированности уважительного отношения к России, своей семье, культуре нашей страны, её современной жизни; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Кроме того, результаты проверочной работы показали также наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по предмету «Окружающий мир» :
слабую сформированность навыков самоконтроля, в том числе навыков внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
проблемы в формировании системообразующих понятий, развивающихся в дальнейшем при изучении естественнонаучных предметов;
недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умений сравнивать и оценивать размеры объектов окружающего мира, решать практические задачи, требующие анализа ситуации и сравнения различных вариантов.
Всероссийские проверочные работы - практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.
Анализируя результаты, мы сможем понять, какие предметы у нас получаются преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным.
Результаты интересны и родителям, и нам – педагогам. Мы получаем оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны.
Библиографический список:
1. Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) «О проведении апробации ВПР» от 9 ноября 2015 года № 02-57.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества образования» от 26 ноября 2015 года № 1381.
3. https://vpr.statgrad.org/; https://www.edustandart.ru/
4. Достижения планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС по результатам проведения ВПР.