Яна Цветкова
Возможности использования техники песочной терапии в группе раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка раннего возраста, особенно в период адаптации, характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в более успешном прохождении ребёнка раннего возраста процесса адаптации к условиям ДОУ. С детьми раннего возраста мы используем такой вид деятельности как песочная терапия. Песочная терапия в педагогике – это инновационное направление, которое в большинстве случаев осуществляется невербальными методами. В отличие от вербальных методов взаимодействия с детьми песочная терапия обладает рядом преимуществ:
Публикация «Возможности использования техники песочной терапии в группе раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
1. Занятие творческой деятельностью (лепка, игра, рисование красками,
карандашами, песком и др.) – естественное занятие для любого ребенка, поэтому арт-терапия не имеет ограничений в использовании.
2. Песочная терапия – преимущественно невербальный метод общения. Это делает ее особенно ценной для детей раннего возраста, которые недостаточно хорошо владеют речью и затрудняются в словесном переживаний.
3. Песочная терапия является мощным средством сближения педагогами со своими воспитанниками, это очень ценно в ситуации налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации.
4. Песочная терапия является средством свободного самовыражения.
Анализируя практический опыт прошлых лет, мы пришли к выводу о необходимости использования в работе с детьми новых форм взаимодействия.
Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки — существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира. Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений
Выполняя игровые задания с кинетическим песком, дети овладевают способами действий с предметами (нащупывание, украшение постройки, вырезание форм из песка, дополнение постройки деталями до полноты образа, отпечатки, выполняют конструктивные задания (составление целого из частей, а также учатся играть без предметов, создавая элементарные постройки из песка. Игра с песком доставляет ребёнку радость, позволяет расслабить мышцы рук и снять мышечный тонус.
В качестве сенсорных игр, предполагающих действия ребенка с песком и обучающих специальным движениям, развивающих координацию движения, моторику рук, тонкие тактильные ощущения.
Ребята с удовольствием проводят свободное время в песочнице, так как этот уникальный, мобильный песок позволяет в любимой дошкольниками игровой форме получить не только эстетическое удовлетворение, но и стать более уверенными, успешными. Они имеют возможность осуществить собственный замысел, а потом включиться в увлекательную ситуацию, приобретая новые полезные знания. Таким образом, необычный материал позволяет не только эффективно бороться с существующими проблемами и трудностями у современных дошкольников, но и развивать воображение, мышление, речь, креативность и творческий потенциал детей. Таким образом, необычный материал позволяет не только эффективно бороться с существующими проблемами и трудностями у современных дошкольников, но и развивать воображение, мышление, речь, креативность и творческий потенциал детей.
Анализ опыта работы с детьми по использованию элементов песочной терапии показывает, что у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у малышей более легко проходит адаптационный период, нормализуется психоэмоциональное состояние, быстрее развиваются психические процессы.