Яна Цветкова
Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Для каждого родителя его ребёнок особенный, самый лучший, самый умный, самый красивый и замечательный! Мамы и папы делают все, что в их силах, чтобы вырастить из своих любимых малышей успешных людей. Конечно, на пути развития и обучения все дети сталкиваются с трудностями, которые им приходится преодолевать для достижения желаемых результатов. Однако есть дети, которые начинают эту борьбу с самого рождения. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, которые с момента появления на свет вынуждены по тем или иным причинам бороться за право нормального существования ввиду своих особенностей развития. К сожалению, в современном обществе до сих пор сохраняется мнение о том, что люди с нарушениями в развитии не могут рассчитывать на полноценное образование, престижную профессию и достойную жизнь.
Публикация «Воспитания детей раннего возраста (2–3 лет) с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для ребёнка с ОВЗ период раннего детства вдвойне тяжело. Роль зрения, слуха, моторики в межперсональном аспекте социализации очень велика. Социальная связь с родителями является здесь первой реальной эмоциональной привязанностью и создаёт у ребёнка осознание важности и нужности помощи в его взаимодействии с внешним миром и людьми. Для большинства очевидна привязанность ребёнка к родителям, предпочтение их другим окружающим людям. Это можно заметить примерно в середине первого года жизни ребёнка, когда относительная неразборчивость, не основанная на предпочтительном выборе, заменяется ориентацией на одного или двух членов семьи.
Особенности течения адаптации к условиям ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к условиям ДОУ сложнее, чем их сверстники, они медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям дошкольного образовательного учреждения - тема на сегодняшний день серьёзная и тщательно прорабатываемая. На сегодняшний день проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольному образовательному учреждению представляет собой немалый интерес как для воспитателей, так и для специалистов ДОУ, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей. Процесс адаптации проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей, имеющих какие-то особенности здоровья и развития.
Процесс адаптации включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от многих факторов, психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая то, что с каждым годом количество детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро. Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей, переживающих период адаптации, но, следует отметить особенности, характерные именно для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам для эффективного взаимодействия с ребёнком.
Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребёнка, а это влечёт за собой изменение в психофизическом состоянии ребёнка. Организм ребёнка, имеющий особенности психического или физического развития, испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса, связанного с процессом адаптации. Этим, чаще всего, и обусловлено более длительное и тяжёлое прохождения адаптации к дошкольному учреждению. Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребёнка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций в этот сложный для ребёнка период. Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала бы наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а также навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Существует ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребёнка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребёнок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребёнка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с чередованием деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведением закаливающих процедур, использованием средств физической культуры с учётом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима -это важнейшая задача педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребёнка.
Ещё одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребёнка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.
Так же адаптация зависит от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребёнка. Ребёнок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тёти и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идёт на контакт с незнакомыми людьми, со сверстниками, с интересом исследует незнакомую обстановку.
Следующий фактор - это эмоциональный фактор, важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на её ход.
Немаловажное значение имеет и сформированность у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребёнка уровне.
Поговорим о диагностике воспитанника, его семьи, а также выявлении механизмов защиты ребёнка в сложных ситуациях.
На первом этапе адаптации малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать, с педагогами знакомятся и родители ребёнка.
В этот момент важно сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.
Именно на этом этапе педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение, несомненно, ощущают и перенимают дети. Адаптация детей с ОВЗ в детском саду и без того непростая, а если паника мам и пап будет передаваться малышам, процесс затянется и усложнится.
Специалистам необходимо составить индивидуальные программы сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.
На основании уже проведённых мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребёнка с ОВЗ.
Работа с воспитанником, его семьёй включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.
Уточним, какие формы работы с родителями в данном случае можно использовать. Конечно, одна из форм работы с родителями ребёнка с ОВЗ- родительские собрания, которые могут проходить в разных формах, но предпочтительнее - практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план родительских собраний тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приёмы взаимодействия с родителями, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям, касающиеся организации окружающего ребёнка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т. д.
При работе педагогов с ребёнком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании определения тяжести её течении педагоги планируют корректирующую работу.
Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ может быть лёгкой степени, средней степени и тяжёлой степени.
Рассмотрим конкретно каждую из этих трёх степеней.
В первом случае, при адаптации лёгкой степени, ребёнок нормализует своё поведения за полторы-две недели пребывания в ДОУ. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает в течении первого месяца пребывания в детском саду.
При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребёнка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Специалисты отмечают, что в этот момент вес ребёнка может снизиться. За первый месяц пребывания в детском саду воспитанник переносит однократное заболевание, обычно, не сопровождающееся осложнениями.
При адаптации тяжёлой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжёлая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации может затянуться до полугода.
Вывод. Подводя итог, анализируя факторы, влияющие на процесс привыкания ребёнка к условиям дошкольного учреждения, можно выделить ряд направлений деятельности педагогов для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации: при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребёнка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребёнку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.