Вера Матвеева
Опыт работы «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»
Составитель: Воспитатель Матвеева Вера Александровна
ГБДОУ№57 Красногвардейского района
Аннотация: Статья раскрывает эффективность сказок в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Автор опирается на личный педагогический опыт и рассказывает об особенностях использования сказок для нравственного развития дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: нравственность, сказка, воспитание, дошкольник.
К сожалению, современные дети подвержены жестокому и агрессивному поведению не только среди сверстников, но и, общаясь со своими близкими людьми. Огромную роль в этом играет огромный поток негатива с экранов телевизоров и в сети Интернет, просмотр детьми зарубежных, часто жестоких мультфильмов. Всё это искажает у дошкольников такое понятие, как нравственные качества.
Давно известно, что дети младшего дошкольного возраста являются наиболее восприимчивы, и этот период - как нельзя более подходящий для морально-нравственного воспитания. Всё это сподвигло к тому, что одними из главных задач педагогов ДОО стали поиск и применение в образовательном процессе методов и средств, эффективно формирующих и развивающих нравственность.
Сказка, доказавшая на практике высокую эффективность - одна из множества, известных педагогике методов. Сказки, которые богаты материалом, воспитывающим в детях нравственность, способствуют:
- обучению добру, бескорыстию, миру, послушанию, трудолюбию и др.
- развитию понимания: что такое хорошо и плохо;
- развитию эстетического вкуса, умения оценивать и дорожить красотой;
- воспитанию уважения к труду, не только чужого, но и своего;
- воспитания позитивного отношения к окружающим.
Сказки уникальны тем, что нравственное поведение в них передается посредством поступков и действий героев, которые близки и понятны каждому ребёнку. Сказка наглядно и в доступной форме демонстрирует различие между добром и злом, учит справедливости, дружбе, сопереживанию, отзывчивости, совести и т. д. Читая сказки, дети знакомятся с окружающим миром, пропуская сюжет через себя.
Нашим воспитанникам уже полюбились некоторые сказки, которые они рады слушать каждый день. Они в восторге от увлекательного сюжета, ярких героев и эмоциональных диалогов. Широко известные сказки про Колобка, Курочку Рябу, Теремок, Трёх медведей, Волка и семерых козлят расширяют кругозор, знания о мире, учат правильному отношению к окружающим, показывают пример общения, учат выражению своих мыслей и чувств, просто, ненавязчиво и доступно обучают основным нравственным качествам.
Наша группа оборудована книжным и театральным центрами, сюжеты которых соответствуют любимым сказкам детей, и способствуют не только закреплению пройденного материала, но и дают возможность поиграть со своими любимыми героями. Мы можем похвастаться коллекцией игрушек – героев самых известных сказочных произведений.
Повысить продуктивность применения сказок позволит выразительное повествование, смена интонации, и реализованный принцип наглядности – когда педагог показывает игрушки и красочные иллюстрации. Эти приёмы поддерживают интерес воспитанников, не позволяют отвлекаться от содержания произведения и более глубоко погружают в образовательно-педагогический процесс.
Закрепить главные понятия и выводы после прочтения сказок позволят проведение бесед и различных дидактических игр. Беседы и обсуждения содержания позволяют детям дать волю эмоциям и впечатлениям, мы все вместе обсуждаем, подвергаем анализу и оценке поведение героев, стараемся развивать навык сопереживания и учим искреннему участию к судьбам главных героев. Не менее эффективным приемом является проведение тематических бесед: «Хорошие и плохие поступки», «Будь добрее», «Поговорим о заботе» и т. п., которые учат детей заботе, внимательности, отзывчивости и доброжелательности.
Подводя итоги, отметим, что сказка помогает понять ребенку его место в жизни, первая рассказывает о том, что такое дружба и предательство, добро и зло, смелость и трусость. Благодаря сказкам, герои которых являются отождествлением главных нравственных понятий и ценностей, дети переносят эти понятия и ценности в реальную жизнь в отношения со сверстниками, взрослыми, родными и близкими людьми, а значит, учатся жить.
Список информационных источников
Методическая литература:
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии нравственного развития современно ребенка в образовании [Текст] / В. В. Абраменкова. — М. : Мозаика-Синтез, 2019. — 167с.
Электронные ресурсы:
1. Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/31/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-doshkolnikov-v
2. 2. Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок. - – URL : https://infourok.ru/poznavatelnyj-proekt-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-russkih-narodnyh-skazok-5103528.html