Венера Масалимова
Воспитание у дошкольников любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у дошкольников любви к родному краю
Масалимова В. В.
МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка», город Бирск
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям.
Публикация «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с моей точки зрения выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты, другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое находится в глухой тайге, третье раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войнах, защищавших их родной край.
В старшей возрастной группе уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у дошкольников может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны- России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд, как и труд всех людей, почетен;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные и боевые традиции : почтение памяти погибших героев, проводы новобранцев на службу в Армию, традиционное чествование ветеранов труда, празднование дня урожая и т. д. ;
-здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, их совместный труд, дружба, взаимопомощь становится иллюстрацией к тому, что в нашей стране, как в единой семье, живут люди разных национальностей;
-здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.
Чтобы дети, узнавая какие - то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, одним из многих ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из истории страны, республики- рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом следует ориентироваться на программу воспитания в детском саду.
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, с учетом местных условий, возрастных и индивидуальных особенностях детей педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Широкие, объемные темы соответствуют содержанию программы: «Мой Башкортостан», «Природа родного края», «В семье единой», «О труде людей» и т. д. Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Изучение родного края вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Красота родного края, национального быта, искусства являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания.
Задача каждого педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развивать заложенные в нем природой способности.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка.
Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь ходить по знакомым улицам, знать, чем они знамениты - это задача, которая вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам, посещения краеведческого музея и др.
Семья- это первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей Республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
Литература:
1. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей. Сост. Ю. Е. Антонов. М. : АРКТИ,2003.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. :ЦГЛ, 2005.
3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).- М. :УЦ «Перспектива»,2011.