Ирина Севостьянова
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка
Севостьянова Ирина Борисовна
Учитель-логопед ГБДОУ № 44 Выборгского района Санкт-Петербурга
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребёнка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
О пользе развития мелкой моторики знают все. Но как связаны мелкая моторика и речь?
Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка. Вот такая нехитрая взаимосвязь. На деле этот процесс оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка и формирование его речи.
За что «отвечает» мелкая моторика?
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
внимания;
мышления;
зрительной памяти;
воображения;
пространственной ориентации;
связной речи.
К сожалению, довольно часто складывается такая ситуация, что родители узнают о моторных нарушениях только при визите к логопеду с жалобами на проблемы с речью.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.
Организм человека развивается комплексно : зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью.
Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. Занятия, стимулирующие тонкую моторику рук можно начинать с 5-7 месяцев: массаж, игры с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «Ладушки», «Мальчик-пальчик», «Сорока-белобока», сжимание маленького мячика, катание между ладошками орехов, ребристых карандашей — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.
Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности даёт малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Это разнообразные пуговицы, баночки, крышки, крупа, бумага (развязывать, завязывать узлы, растёгивание и застёгивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков; закручивание баночек, бутылочек; разрывание бумаги на кусочки, выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха).
Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.
Хотелось бы ещё раз отметить, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни и помнить о том, что чем выше двигательная активность ребёнка, степень сформированности тонких движений пальцев рук, тем лучше развита его речь.