татьяна чубрикова
Влияние центра исследования в ДОУ на развитие детской одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена вопросам влияния предметно-пространственной среды ДОУ на развитие детской одаренности. Авторы представляют опыт работы педагогов по созданию центра исследования в детском саду №13 города Балаково Саратовской. Особое внимание обращается на влияние детского экспериментирования, как основы становления творческой, всесторонней личности. Выявлена необходимость создания авторских дидактических игр и пособий различных видов и направленности, их влияние на развитие. На основе проведенного исследования авторы делают вывод, что создание центра исследования в ДОУ успешно влияет на развитие детской одаренности.
Публикация «Влияние центра исследования в ДОУ на развитие детской одаренности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Ключевые слова: детская одаренность, детское экспериментирование, центр исследования в ДОУ, предметно-пространственная среда ДОУ.
Обоснование темы исследования : Будущее наших детей, нашего будущего поколения полностью зависит от правильного воспитания. Его цель становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через научно – исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. [1] Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Описание исследования : В самом начале нашего исследования педагоги обратили внимание, что воспитанница средней группы, имеющая высокие показатели по всем пяти образовательным областям и диагностике одаренности [2] на непосредственной образовательной деятельности не проявляет активности. Виктория была замкнута, испытывала затруднения при ответах перед сверстниками. Педагоги старались помочь ребенку и предложили ей поучаствовать в совместном опыте. Во время проведения эксперимента девочка оживилась, у нее появился интерес к исследовательской деятельности. Так зародилась тема исследования «Влияние центра исследования в ДОУ на развитие детской одаренности».
На данном этапе для выявления заинтересованности родителей (законных представителей) данной темой было проведено родительское собрание. Педагоги представили презентацию «Центр экспериментирования в ДОУ: трудности и успехи», в которой рассказали о важности создания экспериментального уголка в группе, основных направлениях предстоящей работы. Родители были увлечены предстоящим исследованием, и воспитатели, заручившись поддержкой законных представителей, активно занялись созданием центра экспериментирования.
В этот момент в группе имелся уголок экспериментирования, в котором были первые материалы для детских исследований (соль, вода, различные камни, ракушки, а теперь в нем появился микроскоп, центр воды и песка которые разместили в специальном центре исследований. Педагоги разработали программу «Детское экспериментирование», составили план работы с детьми, подобрали методическую литературу. [3]
Воспитатели провели ряд непосредственной образовательной деятельности по программе. Позже дети в свободной деятельности стали самостоятельно проводить изучения. Вика чаще всех проявляла активность. Педагоги обратили внимание, что участие в экспериментировании повлияло на общую активность ребенка. Девочка стала более раскрепощенной в общении со взрослыми и сверстниками, на непосредственной образовательной деятельности также наблюдалась положительная динамика. Творческая активность Виктории также возросла: рисунки девочки нередко становились участниками и победителями детских конкурсов. Итогом первого года исследовательской работы по данному направлению стала победа Виктории в региональном конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я исследователь», участие в международном конкурсе детского рисунка «Мама, я люблю тебя!», победа в конкурсе творческих работ на базе ДОУ «Космос глазами детей».
На втором году исследовательской работы педагоги оснастили исследовательский центр световой установкой, новыми материалами, что позволило продолжить планомерную работу. Дети смогли изучить явления (свет и тень, материалы (магнит, резина, пластик, вещества (воздух, вода, а также состояния воды (пар, жидкое состояние, лед). Лидером исследовательских работ была Вика. Девочка самостоятельно проводила опыты, анализировала результаты и подводила итоги исследования. Успехи Виктории были по всем образовательным областям: она продолжала участвовать в конкурсах рисунков, стала заниматься танцами. Девочка с удовольствием выступала перед сверстниками и показывала опыты и эксперименты. Практически всю свободную деятельность Вика проводила в центре исследований, часто привлекала к опытам других детей.
Итогом 2017-2018 учебного года стали: участие Вики в муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Мир детских открытий» на базе организационно методического центра комитета образования города Балаково и Балаковского района, где девочка представила публичную защиту исследовательского проекта и заняла первое место, участие в муниципальном этапе регионального конкурса «Возраст делу не помеха», победа в муниципальном конкурсе поздравительных новогодних открыток «Елочка красавица с Новым 2018 годом!», победа в конкурсе чтецов «Пришла весна, пришла Победа!» на базе ДОУ.
Главным же успехом второго года своей исследовательской работы воспитатели считают, не только одаренность Вики, и то, что и другие дети группы, участвуя в опытах стали более активны, развиты, стали чаще участвовать в конкурсах детского творчества, а то, что и другие педагоги детского сада обратили внимание на влияние центра исследования на развитие ребенка, и стали развивать данное направление в своих группах.
В третий год исследовательской работы у воспитателей появился новый интерес. Это было связано с приемом новых детей в группу. Но, не смотря ни на что, воспитатели решили продолжить свою исследовательскую работу.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей исследовательской работой в группе было проведено родительское собрание. Воспитатели рассказали о своей исследовательской работе, об успехах Виктории и других воспитанников выпускной группы. Родители также заинтересовались данным исследованием и, совместно с родителями, был разработан проект: «Центр исследования в ДОУ». Участниками проекта стали дети среднего возраста, педагоги ДОУ и родители. Наибольшую заинтересованность проявила семья Юлии К., родители активно участвовали и совместно с педагогами изготовили авторские дидактические игры и пособия в рамках этого проекта.
Данные дидактической игры и пособия являются развлечением и отдыхом, и при правильном руководстве они становятся способом обучения, и деятельностью для реализации творчества, и интересным методом и приемом, и первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Краткое описание инновационного продукта: Продуктом реализации нашего проекта являются авторские дидактические игры и пособия различных видов и направленности: сенсорные, настольные с предметами, на развитие мелкой моторики руки, стимулирования познавательной и исследовательской активности («Занимательное панно», «Чудо - дерево», тактильной чувствительности, развития памяти и внимания («Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок»). Дидактический материал всех игр и пособий соответствует возрасту детей, практичен в использовании, качественно подготовлен с учетом эстетики оформления материала и безопасности в использовании детей.
Результаты его использования:
Авторские дидактические игры и пособия предназначены для детей дошкольного возраста, в педагогической деятельности их можно использовать в различных видах детской деятельности, при построении непосредственно образовательной деятельности по любым разделам программы: развитие речи, введение в математику, ознакомление с окружающим миром, введение в экологию и т. д.
Дидактические игры и пособия могут использоваться в виде игрового метода обучения детей, в виде формы обучения и самостоятельной игровой деятельности детей.
Как метод обучения их можно использовать в играх – занятиях. В этом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует наряду с игровыми приемами обучающие приемы: вопросы, указания, объяснения, показ. Этим образом, у ребят складываются конкретные представления, малыши получают новые познания и совместно обучаются играть. Последующие воздействия педагога заключаются в разработке критерий для переноса данных познаний в самостоятельную игровую деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется в том случае, в случае если малыши отлично усвоили критерии и воздействия игр и показывают внимание к играм. Задача воспитателя состоит в усложнении игр, расширения вариативности (предложить детям другой набор карточек) или придумать другие правила игры.
Как форма обучения могут использоваться, если детям предложить задания в виде загадок, вопросов или предложений. Игры можно использовать фронтально с детьми, можно предложить поиграть подгруппе детей, можно использовать в индивидуальной работе с детьми.
Изготовление данных пособий принесло большие результаты. В 2018-2019 учебном году воспитанница средней группы Юлия освоила детское экспериментирование и активно участвовала в конкурсах детского творчества.
Девочка участвовала в проведении опытов, поделилась своими знаниями с детьми младших групп, провела мастер класс для сверстников, выступила на итоговом родительском собрании.
В течение всего года Юля участвовала во многих конкурсах детского творчества : международный творческий конкурс «Елочка – Красавица!» 1 место, победила в международной викторине для дошкольников «Красная книга России», всероссийский творческий конкурс «Мой любимый город» 1 место и победила в региональном конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я исследователь», где представила очную защиту исследовательского проекта «Из чего сделаны сосульки?».
Самое главное успех Юлии привлек и других воспитанников группы в центр исследований группы. В этом году ее сверстница Арина подхватила интерес к опытам, девочка с интересом проводит исследования с предметами и явлениями живой природы.
Работа в этом году еще продолжается, но уже отчетливо видны успехи Арины: участие в конкурсе детского творчества «Моя малая родина», в муниципальном этапе регионального конкурса «Возраст делу не помеха», региональном конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я исследователь».
С целью повышения компетенции родителей воспитанников педагоги провели мастер класс, познакомили родителей со структурой детского эксперимента и организовали конкурс «Интересные опыты дома», победители которого представили свою презентацию эксперимента детям группы.
Таким образом, опыт работы доказывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. На данном этапе можно сделать вывод, что создание центра исследования в ДОУ успешно влияет на развитие детской одаренности. Дети умеют: задавать вопросы взрослым и сверстникам, доказывать, рассуждать, склонны наблюдать и экспериментировать. У детей хорошо сформирована поисковая активность, способность проводить элементарные опыты, используя при этом свои умения и навыки. Они могут самостоятельно дать объяснения некоторым явлениям природы. Юные исследователи умело выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, высказывают предположения, умеют анализировать и делать выводы.
Библиографический список источников:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2013г. №6241 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности [Текст] : учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2004.
3. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы, беседы со школьниками. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2017. – 128 с.