МААМ-картинки

Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС 

Наталья Чернова
Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС 
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт работы участника Конкурса

«Учитель года 2017»

воспитателя 1КК Черновой Н. А.

по теме:

«Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО»

Павловск, 2017

(2 слайд) Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способности, познавать новое и самосовершенствоваться.

Публикация «Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах

Такая успешная социализация человека во многом зависит и от способности плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с теми людьми, с которыми ты работаешь.

(3 слайд) Л. С. Выготский отмечал, что основной движущей силой развития человека является общение.

Детский сад – это ступень, на которой ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнает много нового и интересного.

О значении сотрудничества говорили многие педагоги. Суть их высказываний сводится к тому, что сотрудничество — это идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.

(4 слайд) Необходимость формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста определена и Федеральным государственным образовательным стандартом. На слайде представлены выдержки из документа, которые еще раз подчеркивают значимость данного направления.

Мой педагогический опыт работы с детьми показывает, что интерес к взаимодействию детей с друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего, контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку означает «дружить». Поэтому, когда ребенок говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Работая в подготовительной группе, я обратила внимание на то, что зачастую дети сталкиваются с существенными трудностями в установлении дружеских взаимоотношений, а также в умении работать в коллективе.

(5 слайд) Я организовала педагогическое наблюдение за детьми по методике, предложенной Г. А Урунтаевой, Ю. А Афонькиной, целью которой являлось диагностика уровня сформированности навыков общения у детей со взрослыми и сверстниками. Наблюдение проводила в режимных моментах, на прогулке, в игровой деятельности, а также в процессе организованной образовательной деятельности с детьми.

На диаграмме высокий уровень означает, что ребенок внимателен, старается помочь другому, считается с мнением детей. В конфликтных ситуациях умеет уступать. У ребенка ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

Средний уровень означает, что ребенок со сверстниками приветлив. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.

Низкий уровень означает, что ребенок во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

Таким образом, передо мной возникла педагогическая проблема – как научить детей устанавливать партнерские отношения со сверстниками?

(6 слайд) Проанализировав научно – методическую литературу, я пришла к выводу, что наиболее подходящей является социо-игровая технология, авторами которой являются Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов.

Суть данной технологии означает развитие ребенка в игровом общении друг с другом.

В данной технологии в полной мере воплощены идеи диалога «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник». Существует прямая зависимость между социо-игровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения.

(7 слайд) Таким образом, исходя из возникшей проблемы, я поставила перед собой цель, сформулировала задачи, которые представлены на слайде.

Мною были выделены два направления по реализации данной технологии :

1. Формирование взаимоотношений между детьми. Для этого я использовала:

(8 слайд) Игры, направленные на развитие интереса к партнеру по общению.

(9 слайд) Игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

2. Формирование взаимоотношений внутри групп и между группами. Для этого я использовала:

(10 слайд) Игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе.

(11 слайд) Игры, направленные на сплочение детского коллектива.

Очередность введения игр и игровых упражнений определялись принципами постепенности и последовательности.

(12 слайд) На начальном этапе я проводила игры для рабочего настроения. Их главная задача – пробудить интерес друг к другу. В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить спор и нежелание совместно играть или заниматься.

Постепенно добавляла и другие игры.

(13 слайд) Для усвоения и закрепления программного материала использовала игры социо-игрового приобщения к делу, так как в них дети учились что-то различать, запоминать, систематизировать.

(14 слайд) Игры-разминки давали детям возможность размяться, так как они основаны на принципе общей доступности и имеют элементы соревнования.

(15 слайд)Для прогулок были подобраны игры вольные, так как их выполнение требует простора и свободы передвижения.

(16 слайд) В дальнейшем появились игры творческого самоутверждения, где дети смогли показать свои артистические способности и умение перевоплощаться.

В результате игры социо-игровой направленности становились одними из самых любимых детьми.

(17 слайд) Полученный опыт игрового взаимодействия я использовала в совместной организованной образовательной деятельности с детьми. Эффективным толчком такой деятельности на любую тему являлась проблемная ситуация игрового, познавательного или творческого характера, побуждающая к поиску не только ее решения, но способов эффективного сотрудничества.

В утренний и вечерний отрезок времени предлагала детям совместные дела. В момент, когда дети становились соратниками друг друга, они знали, что от их действий зависит успех общего дела и позиция обязательно менялась.

Для организации самостоятельной деятельности детей создавала развивающую предметно-пространственную среду для активного взаимодействия и сотрудничества детей в разных видах деятельности.

(18 слайд) В процессе работы по данной технологии я сформулировала ее «Золотые правила» (по В. М. Букатову).

I. Работа малыми группами. Взаимодействие групп.

Деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, взаимопонимания. В младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей. Существует множество вариантов того как можно разделиться. Я использую следующие варианты: (по цвету волос, глаз, одежды; кто родился летом, зимой, весной, осенью; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; по считалочке, по разрезной картинке; кто приехал в садик на машине, пешком и др.).

II. Движение и активность. Смена лидера, смена мизансцен.

Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей в сочетании с двигательной активностью способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом; могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.).

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

III. Интеграция всех видов деятельности позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые знания из разных областей, и это позволяет сэкономить детям время для общения, прогулки, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

(19 слайд)В процессе реализации данной технологии у многих детей значительно расширился круг общения со сверстниками, стали проявляться качества лидера. Работая в минигруппах, дети научились слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением товарищей, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.

Об этом говорят и результаты моего педагогического наблюдения за взаимодействием детей, работающих в парах по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман.

Высокий уровень говорит о том, что рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. При этом дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.

Средний уровень говорит о частичном сходстве.

Низкий уровень говорит о том, что в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытались договориться, каждый настаивал на своем.

Несомненно, были и сложности. Зачастую я была ориентирована на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары или тройки обязательно получалось. А как показал мой опыт на самом деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому не нужно лишать их возможности набираться личного опыта. В процессе такого внутреннего общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» с моей стороны.

Общаясь с учителями моих выпускников, я сделала вывод, что именно при социо-игровом подходе дети, имеют достаточно большой социальный опыт, осознают себя активными участниками жизни класса.

Я и в дальнейшем планирую развивать свои педагогические умения, постоянно внося творчество в столь полюбившуюся мне социо-игровую технологию.

Публикации по теме:

«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»«Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» Игра– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Функции игры:- 1. Развлекательная— направлена на достижение удовольствия и пробуждение.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность метода.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В соответствии с Федеральным государственным.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Статья «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр в условиях ФГОС до Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС 
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 19:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС » (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернова (УИ 352680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД