Екатерина Борисовна Егошкина
Тема безопасности в рамках обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Осторожность – мать безопасности.
р. н. поговорка
С уверенностью можно сказать, что необходимость в безопасности возникла у человека с момента его появления на Земле. Первыми опасностями были: холод, жара, голод, встречи с животными, ядовитые грибы и растения, различные стихийные явления (наводнение, засуха, извержения вулканов, солнечная радиация и т. д.). Это, так называемые, природные опасности. Со временем, человек понял происхождение этих опасностей, но они по-прежнему могут представлять угрозу.
Публикация «Тема безопасности в рамках обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С развитием человечества появились ещё так называемые техногенные опасности, то есть связанные с техникой, развитием технического прогресса. К ним относятся: удар электрическим током, радиация, токсичные вещества и тому подобное.
Кроме того, существуют ещё и социальные опасности. Это когда сам человек становится источником опасности своими действиями, социально опасным поведением и так далее по отношению к другим людям. К социальным опасностям относятся: все противоправные формы физического насилия (хулиганство, взятие в заложники, изнасилование, террор, разбой и т. д., употребление веществ, которые разрушают человеческий организм (курение, спиртные напитки, наркотики) и другие социальные явления, наносящие ущерб здоровью и жизни людей.
Итак, вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями, которые можно условно разделить на три группы:
• природные
• техногенные
• социальные
Все три группы опасностей объединяет способность наносить ущерб здоровью человека, который может проявляться в виде физической или психической травмы, заболевания и даже летального исхода.
Тем не менее, присутствие вокруг нас различных опасностей, вовсе не обязательно должно привести к несчастному случаю. Для этого необходимы ещё определённые условия и обстоятельства. Это позволяет говорить о потенциальной опасности, что в переводе с латинского означает «скрытая сила». Но, если вовремя не заметить потенциальную (опасную) ситуацию, это может повлечь за собой неблагоприятные последствия.
В современном мире мы часто сталкиваемся с разными опасностями, которые несут угрозу жизни и здоровью людей, в том числе и детей.
Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку необходимо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста является необходимостью и способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.
Что же такое безопасность? Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов. И умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи работы – довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать; научить детей выходить выход из создавшейся ситуации, если уйти от неприятностей всё же не удалось; уметь обращаться за помощью.
ВАЖНО ПОМНИТЬ: ГЛАВНОЕ НЕ ЗАПУГАТЬ РЕБЁНКА, А НАУЧИТЬ ОСТОРОЖНОСТИ!
Работая над темой безопасности жизнедеятельности дошкольников, была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Моя безопасность», которая заключается в создании целостной системы развития по обучению детей безопасности и интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Весь познавательный материал спланирован равномерно во времени, чтобы усваивали его постепенно, в определённой системе. Понятно, что наиболее целесообразно планировать материал по разделам:
1. «Я и природа», цель которого дать представление об опасности для жизни и здоровья детей в природе. В этом разделе следует изучить с детьми ядовитые грибы и ягоды, правила поведения в лесу и сбора грибов, безопасность на воде, природные явления, безопасный контакт с животными и насекомыми.
2. «Один дома», цель этого раздела дать представление об опасных для жизни и здоровья предметах, действиях, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правильном пользовании ими. В этом разделе дети знакомятся с прямыми запретами и умением правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, бытовая химия, электроприборы, лекарства, режуще-колющие предметы, с экстремальными ситуациями в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь, уметь потушить начинающийся пожар, причины возникновения пожара и др.).
3. «Я среди людей», цель которого состоит в формировании представлений об опасном для жизни и здоровья общении с другими людьми. Этот раздел предусматривает знакомство с опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми, ситуации насильственного поведения со стороны взрослого; с несовпадением приятной внешности и добрых намерений; правилах поведения, если чужой приходит в дом.
4. «Я и улица», дать представления об опасных для жизни и здоровья действиях, с которыми дети встречаются на улице. В этом разделе речь пойдёт о безопасности в зимнее время года (гололёд, сосульки, зимние игры, катание с горки, водоём, как себя вести, если ребёнок потерялся.
5. «Я – участник дорожного движения», цель этого раздела способствовать формированию элементарных навыков безопасного поведения на дорогах у детей. Этот раздел включает в себя знакомство с правилами поведения в транспорте, частями улицы, участниками дорожного движения; с разными видами светофоров, историей светофора, дорожными знаками, спецтранспортом, дорожными ловушками, работой полицейского-регулировщика, историей возникновения правил дорожного движения.
6. «Я и моё здоровье», целью является сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Знакомим детей с понятием здоровья, профилактикой заболеваний, правильным питание, навыками личной гигиены, изучаем организм.
Как видно, каждый раздел включает несколько тем, освоение которых происходит по принципу спирали. Темы различны по объёму познавательного материала, по сложности, и, следовательно, по длительности изучения. В работе уделяется особое внимание развитию эмоциональной восприимчивости ребёнка, на пробуждение понимания отношений и ситуаций, приобретение положительного поведенческого опыта. Акцент сделан на развитие системы восприятия ребёнка, который ведёт за собой все остальные психические процессы, является основой для формирования всех психических функций.
Организация работы предусматривает применение здоровье сберегающих технологий (кинезиологические упражнения, энергетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, закаливание и др., а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).
Способы регулирования поведения детей с целью обеспечения их безопасности, так же, как и формы поддержки и поощрения, зависят от возраста ребёнка. Благодаря общению с детьми через беседы и дискуссии можно выяснить их мнение, мысли и чувства, а также то, что им пока не понятно из-за удаленности от реальной жизни. В связи с этим, есть возможность определить конкретные направления, по которым следует проводить обучение. Также, зная о представлении детей о том или ином вопросе, можно эффективно выбрать наиболее подходящую методику (занятие, игра, чтение, беседа и др.).
В обучении детей одним из главных аспектов является их заинтересованность. Поэтому изучение в контексте игры, где работает воображение, и дети проявляют фантазию, чтобы понять, чему мы стараемся их научить, является важным параметром. Детям в дошкольном возрасте трудно найти верное и безопасное решение, поэтому мы должны подсказать им и направить в нужном направлении. Стоит учитывать, что обучение на темы безопасности не должны быть долгими. Гораздо эффективнее краткая игра или беседа, чтобы дети смогли уловить всю необходимую информацию, которую мы хотим до них донести. Долгое обучение может переутомить дошкольника, и как следствие, оборвать увлеченность и заинтересованность. Такого же мнения придерживается американский семейный психотерапевт Статмен Пола в своей книге о воспитании осторожности и уверенности у детей. Если вы заметили, что ребёнок беспокоится или явно скучает, займитесь с ним чем-то другим, а к неоконченной беседе вернитесь позже. Если дети ведут себя беспокойно или не заинтересованно, то занятие следует прекратить, сменить деятельность и вернуться к данной теме позже. Но также следует помнить, что с дошкольниками необходимо проводить многократные практические занятия и повторять устную информацию достаточное количество раз, пока дети не усвоят ее и не приобретут тот опыт, которым начнут пользоваться в жизни. Стоит избегать той информации и исключений из правил безопасности, на основе которых дети могут по своей наивности неправильно понять и конструировать собственные ложные заключения.
Проводя игры-тренинги, не следует преподносить их в виде веселых игр. Важно, чтобы дети поняли серьезность темы безопасности. Особое внимание стоит уделить пугливым, застенчивым и робким детям. Необходимо объяснить им как правильно себя вести, не бояться действовать уверенно и адекватно. Обязательно каждое занятие или беседа должны заканчиваться позитивно, это поможет избежать детских страхов.
Важную роль играет поведение и действие родителей в различных ситуациях, когда ребенок становится их непосредственным участником. Поэтому воспитателю также необходимо донести необходимую информацию до родителей посредством бесед или информационных стендов.
Стоит объяснить родителям, что и они должны обсудить с ребенком многие вопросы, касаемые темы безопасности. Например, ребенок должен уметь пользоваться телефоном и вести уверенный разговор. В рамках занятий обучить этому ребенка нельзя. Воображаемый телефонный разговор отличается тем, что ребенок видит собеседника, в то время как настоящий телефонный разговор может ввести ребенка в замешательство.
Как показывает практика, важны рассказы из личного опыта. В ситуации, при которой кто-то вспомнит несчастный случай, необходимо провести тактичную беседу, помогающую сгладить тяжелые эмоциональные впечатления и упомянуть, что трагичные ситуации случаются очень редко и только с теми, кто не знает или не соблюдает правила безопасности.
И помните, что одним из главных аспектов в формировании навыков безопасного поведения детей, является личный пример воспитателей и родителей.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
2. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М. : Просвещение, 2000 г.
3. Статмен Пола Безопасность вашего ребёнка : Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С. А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г.