Матвиенко Екатерина
Технология развития речевого творчества средствами детского пресс-центра
▼ Скачать + Заказать документы
Николенко Е. Н. – учитель-логопед, МБДОУ «Подгоренский детский сад №2» (пгт Подгоренский)
Наблюдения показывают, что в настоящее время – веке компьютерных технологий, у детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Технология развития речевого творчества средствами детского пресс-центра» размещена в разделах
Типичные проблемы развития речи дошкольника : односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами и т. д.
Наша задача – создать пространство, провоцирующее ребёнка на активность, на словотворчество, на коммуникацию. Пространство, где ребёнок имел возможность воспринимать и речевые эталоны и были созданы условия для речевого творчества.
Существуют различные способы решения данной, довольно таки сложной задачи. Речь пойдёт о работе детского пресс-центра, как пространство детской коммуникации, в процессе которой расширяется творческий, в том числе и речевой продукт.
Что же такое творческий продукт. Наверное - это что-то новое, до сих пор не существовавшее.
Мы разработали конструктор создания творческого продукта в нашем пресс-центре.
1-й компонент конструктора –сюжетный навигатор. Это этап определения тематики сюжета, поля познания. В основе данного этапа - мотивационная составляющая. Именно она является двигательной силой творческого процесса. Каждый этап предполагает вариативность действий и как следствие, результатов.
Следующий этап – этап проектирования действий по расширению поставленной цели. Он может осуществляться с помощью интеллект-карты, Skram-доски, либо с помощью иной технологии планирования. Но самая главная задача этого этапа- научить детей понимать процесс получения результата, его поэтапность. Понимать, что качество результата будет зависеть:
-во- первых: от продуманности каждого этапа;
-во-вторых – от ответственности его исполнения;
-в-третьих – от общности принятия решений
Данный этап, как пульт управления, запускает всю систему. Сначала её расчленяя, разбрасывая на пункты, а потом объединяя в единый результат.
Следующее звено в нашем конструкторе – расширение смыслового (информационного) поля. Такой поисковый этап. Этап организации исследовательской деятельности. Он также предполагает вариативность формации включения в процесс. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, поставленной задачи. Данная вариативность с одной стороны - обеспечивает формирование коммуникативных, разноформатных способностей, а с другой – способствует речевому обогащению и речевой активизации, которая осуществляется благодаря «ситуации преодоления» в результате достижения поставленной задачи.
После чего наступает этап – «творческая мастерская», в которой осуществляется рождение конечного творческого продукта. В чём же отличительная черта данного действия? В непредсказуемости. Собственно поэтому – это творческий продукт. Результат неизвестен, мы можем только предположить, ЧТО это может быть. Например, в рамках реализации события «осенний переполох» - это может быть: мультик; ролик, в котором есть интервью с людьми, связанными с сельским хозяйством, занятыми благоустройством. Может быть рубрика «Кто как к осени готовится», «Лесная газета» или Телепередача «Осенний вестник».
Особенность данного этапа – развитие способности к самоопределению, предоставление права выбора. То есть «я могу», «я должен определиться, что я буду делать? Как я это буду делать? И с кем я буду делать?»
Вариативность форматов взаимодействия, выбора видов деятельности и материалов, повышают мотивационную составляющую, и обеспечивают тот самый творческий процесс, который рождает коллективный творческий продукт.
Возможны различные способы получения конечного творческого продукта. Когда делается 1 общий продукт, а каждый выполняет свою составляющую часть. Либо каждая подгруппа делает свой продукт в рамках выбранной сюжетной линии.
Очень важно, чтобы, наряду с образовательной компонентой, существовала позитивно-эмоциональная составляющая, так называемая радость со-творчества.
Таким образом, использование данного конструктора способствует организации процесса со-действия и, в результате которого, возможно получение конечного творческого продукта. Что не только мотивирует ребёнка на дальнейшую деятельность, но и всесторонне его развивает.
Список литературы:
1. Белая, К. Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО : методическое пособие / К. Ю. Белая. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. -128 с. - (Управление детским садом)
2. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 302 с.
3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
4. Тимофеева, Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности : методическое пособие / Л. Л. Тимофеева. – Москва : Центр педагогического образования, 2016. - 304 с.
5. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obrazzhizni/2016/04/04/televidenie-i-rebenok
7. https://evartist.narod.ru/mdo/lit/06/001.pdf