Наталья Вегера
Сюжетно ролевая игра и ее значение в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно ролевая игра и ее значение в развитии ребёнка.
Вегера Н. Г.
Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, – и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели» К. Д. Ушинский
Публикация «Сюжетно ролевая игра и ее значение в развитии ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
.
Наблюдения в моей работе дали повод для предположения, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ролевой игре преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Ведущим моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли».
Дидактические игры, чтение и пересказ детям художественных произведений, ознакомление их с окружающим и другие занятия оказывают влияние на возникновение и развертывание ролевой игры лишь в том случае, если знакомят детей с деятельностью взрослых, их поступками и отношениями. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и что, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.
. Проведя с детьми средней группы детского сада презентацию «Зоопарк» и познакомив детей с различными животными – их внешним видом, повадками, чем они питаются я внесла в комнату для игр игрушки, изображавшие зверей, с которыми знакомились дети во время презентации, предположив, что дети начнут игру в зоосад. Но дети не проявили интерес и не стали и в последующие дни использовать в игре тот материал который я им показала накануне.
Тогда я повторила информацию и познакомила детей не только с животными, но и с персоналом, обслуживающим животных и посетителей зоологического сада. Повторная презентация была проведена таким образом, что дети были ознакомлены с работой людей: кассира, продающего билеты для входа в зоосад; контролера, проверяющего билеты и пропускающего посетителей; уборщиков, убирающих дорожки и клетки животных; поваров, готовящих пищу для животных; работников, кормящих их; экскурсовода, дающего объяснения посетителям; медицинской сестры и врача, лечащих заболевших животных. Во время показа я обращала внимание детей на заботливое отношение к животным со стороны обслуживающего персонала, на вежливое отношение к посетителям зоопарка, на соблюдение посетителями правил обращения с животными, на отношения между работниками зоопарка.
Через некоторое время после проведения этой повторной презентации дети самостоятельно начали игру в зоосад, в которой были представлены кассир и контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, уборщики, люди, кормившие зверей, «звериная кухня» с поваром и помощниками, больница с врачом, директор и т. п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась на протяжении нескольких дней, все время усложняясь и обогащаясь.
Таким же образом) дети были ознакомлены с работой парикмахерской, со строительством нового дома, с работой на почте. И во всех этих случаях игра возникала только после того, как детей знакомили с деятельностью людей, их трудом и отношениями между людьми в процессе труда. Приходилось как по ходу игры, так и в последующих беседах, дидактических играх, при чтении художественной литературы расширять и уточнять представления детей о взрослых, их труде и отношениях с другими людьми.
Наш анализ приводит к необходимости различать в игре ее сюжет и содержание. Анализируя проделанную работу я пришла к выводу что дети наблюдают с интересом за взаимоотношениями людей и процессом их труда,они переносят эту модель в свой мир у них пока нет опыта и навыков чаще всего в игре используются предметы заместители но сам процесс даёт возможность примерить на себе роль взрослого. Задача педагога и родителей показать значимость каждой профессии. Акцентировать внимание детей на эстетическую,гуманитарную,нравственную,экологическую позицию современного человека. Относится критично к жестокости, зависти и обиде используемые в игре. Важно не только дать информацию но и корректировать сам процесс игры. Среда если она наполнена лучшими ценностями из опыта человечества является главным источником развития полноценной личности.