Екатерина Архипова
Специфика развития внимания у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т. п. внимание, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Публикация «Специфика развития внимания у старших дошкольников» размещена в разделах
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Изучение качественных характеристик внимания старшего дошкольника особенно актуальный вопрос, т. к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как П. Я. Гальперин, Н. Н Ланге, Д. Н Узнадзе, Л. Д. Столяренко, И. П. Павлов. Они выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н. Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека.
При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Подобно памяти, внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса ( или стороны какого-либо психического процесса: например, сенсорное, персептивное, интеллектуальное внимание, и как состояния (например, состояние сосредоточенности, и как свойства личности (например, внимательность).
Исследованием внимания у детей дошкольного возраста занимались такие учёные как Г. А. Урунтаева, В. С. Мухина, В. А. Сухомлинский, Н. Н. Ланге, Н. В. Дубровинская, Э. М. Рутман и др.
А. А. Реан, в своей книге «Психология детства» писал, что наряду с развитием мышления и воображения у ребёнка развивается внимание. Если в начале раннего возраста у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5 – 6 годам всё больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6 – 8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредотачивать своё внимание на объекте от 12 до 20 секунд. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполняемой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состоянии заниматься чем либо уже в течении более длительного времени
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Ребёнок не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Анализируя различные теории внимания, можно придти к выводу о том, что проблемой внимания занималось и занимается по сей день много учёных, представителей разных наук. Исходя из вышеизложенного и проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что внимание – это особое свойство человеческой психики, которое не существует вне мышления, памяти, движения, восприятия. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внимание детей не устойчивое, рассеянное, в разновозрастных группах формируется по-разному, чем старше ребёнок, тем больше особенностей его внимания проявляется.
Список литературы:
1. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974 г.
2. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995 г. 144 с.
3. Мухина В. С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л. А. Венгера - М. : Просвещение, 1995 г
4. Урунтаева Г. А. Диагностика детей дошкольного возраста М., Академия, 1997 г.
5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие М., Академия, 1997 г.