Ирина Шуваткина
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН, беседы по вылеологии, спортивные праздники, спортивные развлечения и досуги, недели здоровья, соревнования, прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей : Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ; Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Широкое применение получили технологии
Здоровьесберегающие технологии Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
Динамические паузы Во время занятий, 2-3 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы
Пальчиковая гимнастика Индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям
Гимнастика для глаз Ежедневно по 2-3 мин. в любое свободное время Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения
Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях, босохождение.
Физкультурное занятие 3 раза в неделю (продолжительность в зависимости от возрастной группы) Занятия проводятся в соответствии с образовательной программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьера ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Аромотерапия Оздоровление эфирными маслами, оно основано на способности растений выделять вещества, обладающие мощным, бактерицидным действием.
Песочная терапия Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
И в заключении: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж. Ж. Руссо.
Список использованной литературы :
1. «Справочник как быть здоровым» – журнал. МЦФЭР Ресурсы образования, № 9, 2011г.
2. nsportal.ru›…shkole/forum/zdorovesberegayushchie :[Режим доступа], цитаты о здоровье.
3. festival.1september.ru› Здоровьесберегающие технологии : [Режим доступа], описание техноологии.
4. Как написать статью к. п. н. Гузняков А. В., авторская разработка., г. Красноярск, 2017г., 25с.