Палина Асельпурина
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные
здоровьесберегающие технологии»
ЗДОРОВЬЕ -это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача воспитания здорового поколения.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
«Технология» - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм (ЮНЕСКО).
«Здоровьесберегающая технология»
Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровье зависит от следующих факторов:
Наследственность
Условия внешней среды
Система здравоохранения
Образ жизни самого человека
Пальчиковая гимнастика
Комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что,в с свою очередь, способствует развитию речевого центра головного мозга.
Используется на всех видах занятий и свободное время.
Гимнастика пробуждения
Поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки. Включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания в сочетании с общеразвивающими и координационными упражнениями.
Выполняется после сна.
Дыхательная гимнастика
Система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путём тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Занятия по дыхательной гимнастике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке,на спортивных, музыкальных занятиях для восстановления дыхания. Использование дыхательных упражнений в сочетании с аромотерапией.
Звуковая гимнастика
Дыхательные упражнения с произнесением гласных и согласных звуков. Используется на всех видах занятий и в свободное время.
Бионергопластика
Новая методика проведения артикуляционной гимнастики, которая помогает детям справиться с речевыми трудностями. Проводиться одновременно с движениями кисти руки (правой или левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ. Проводится логопедами и воспитателями речевых групп в утренние и вечерние часы, на занятиях.
Логоритмика
Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Используется на всех видах занятий и в свободное время.
Коррегирующая гимнастика
Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Занятия по корригирующей гимнастики проводятся 2 раза в неделю с подгруппой детей 10-12 человек.
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений, способствующий профилактике нарушения зрения. Используется в середине занятия.
Игрогимнастика
Служит основой для освоения ребёнком различных видов движений (строевые, ОРУ, акробатические упражнения, упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки). Используется на занятиях физической культуры, ритмике.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Оздоровительный массаж
Способствует укреплению различных групп мышц, снятию напряжения, уменьшению болевого синдрома, восстановлению мышечных функций. Массаж обязательно сочетается с лечебной гимнастикой. Проводится до и после гимнастики.
Самомассаж
Основа закаливания и оздоровления детского организма, помогает снизить раздражительность и агрессию, стимулирует биологические активные точки. Проводиться вначале занятия. В утренние часы, при проведении гимнастики пробуждения.
Точечный массаж
Надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов, как элемент психофизической тренировки. Способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Применяется для профилактике ОРЗ, гриппа, для улучшения протекания нервных процессов.
Коррекционные технологии :
Психо-эмоциональныетехнологии
Арттерапия
Аромотерапия
Фитотерапия
Оздоровительные паузы
Включают в себя физические упражнения, «этюды для души». Задача оздоровительных пауз дать знания, выработать умения и навыки для укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости и статического напряжения, обретения спокойствия и равновесия. На занятиях:
-потянуться 1-2 раза
-сесть ровно и спокойно, а значить отдохнуть
-прогнать плохие мысли и успокоить мозг
-сказать добрые слова друг другу
Психогимнастика
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, а также на формирование у детей различных психических функций на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.
Релаксация
Упражнения направленные на снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладение простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния. Проводится в конце занятия.
Лобно – затылочная коррекция
Это приём, который используется для концентрации внимания, развития механизмов памяти и снятия стрессов. Проводится вначале и конце занятия.
Музыкотерапия
Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Технология носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе с детьми. Музыкотерапия (как фон, в свободное время. Заторможенные малыши нуждаются в стимулирующей музыке,возбуждённые- в успокаивающей, дети дистонического типа- в стабилизирующей. В зависимости от части занятия или организуемой деятельности, в которой музыка выступает как фон, также используется музыка разного вида.
Цветотерапия
Это целенаправленный подбор и применение соответствующего светового режима для ребёнка (группы детей) с целью достижения желаемого профилактического, коррекционного или реабилитационного эффекта в его психическом статусе. Элементы цветотерапии прослеживаются и в цветовом оформлении помещений и в использовании цветовых пятен при организации двигательной активности.
Сказкотерапия
Данная технология позволяет спроектировать на сказочную ситуацию проблемы, страхи, волнующие ребёнка и позволяет ребёнку самому,или при помощи взрослого найти пути их преодоления. Используется в свободной деятельности, на занятиях с психологом.
Аромотерапия
Использование эфирных масел лекарственных растений для профилактики стрессовых состояний,нервного перенапряжения, различных инфекционных и острых респираторных заболеваний, создания комфортной обстановки. Через аромолампу воздух насыщается парами эфирных масел, индивидуальные аромамедальоны, подушечки с душистыми травами для улучшения сна.
Фитоионогальванизация
Насыщение воздуха фитонцидами лекарственными растениями (лук,чеснок). В осенне-зимний период, во время эпидемии гриппа лук и чеснок, нарезанные мелкими кусочками, раскладываются в помещении.
Фитотерапия
Использование комплекса лекарственных трав для укрепления адаптивности организма ребёнка к влиянию вредных факторов окружающей среды. Используется в осенне- зимний период.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс в ДОУ.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.