Татьяна Петрищева
Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Петрищева Т. В.
Воспитатель детского сада
Статья
«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»
Аннотация: В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.
Публикация «Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выбор методов, форм и приемов, которые используются для преодоления трудностей в обучении, имеет актуальное значение в современном образовании.
Ключевые слова: развитие речи ребенка, функциональная грамотность инновационные технологии.
Abstract : At present, we are faced with the task of ensuring that the child masters oral speech in a timely and qualitative manner, it is necessary that he use it as often as possible, coming into contact with peers and adults, i.e., have a certain speech activity.
The choice of methods, forms and techniques that are used to overcome learning difficulties is of current importance in modern education.
Key words : child’s speech development, functional literacy, innovative technologies.
Не секрет, что мы много говорим о важности раннего развития ребенка, в том числе в условиях дошкольной образовательной организации.
Возникают вопросы: всегда лишь обилие знаний помогает ребенку социализироваться в будущем? И почему так бывает, что во взрослой жизни эти люди не всегда успешны и востребованы? Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.
Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В этом отличие функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
На сегодняшний день нет единого определения функциональной грамотности, т. к. все очень быстро меняется, поэтому многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.
Так что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Одной из составляющих функциональной грамотности на уровне дошкольного образования является работа по формированию социально- коммуникативной грамотности и развитию речевой активности дошкольников.
Читательская (языковая) грамотность дошкольника – это способность демонстрировать коммуникативные умения:
владение навыками речевой активности;
построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
адекватное восприятие устной и письменной речи;
точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого этикета.
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.
Актуальность данной проблемы стимулирует нас, педагогов, на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии :
• моделирование;
• мнемотехника;
• Технология «Синквейн»
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);
• игры-драматизации, инсценировки;
• Технологии активизирующего обучения речи как средству общения. (О. А. Белобрыкина).
• Сторителлинг
• Информационно-коммуникативные технологии.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие этих технологий.
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин) и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблица.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Работать с мнемотаблицей лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используются простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно ( пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).
Сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
• Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
• Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
• Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
• Обучение преодолению страхов и трудностей.
• Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
· «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
· «Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);
· «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
· «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Игры - драматизации – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Технологии активизирующего обучения речи как средству общения. Автор этой технологии Ольга Афанасьевна Белобрыкина.
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка.
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т. д.).
«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т. д.).
«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т. д.).
«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т. д).
«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т. д.).
«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т. д.).
Сторителлинг Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Сторителлинг - это повествование выдуманных историй, сказок, рассказов. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Использование данного метода помогает нам не только разнообразить образовательную деятельность, но и заинтересовать каждого ребенка, удерживать внимание малышей с начала и до конца повествования, вызывать симпатию к герою, интерес к рассказу, донести основную мысль истории, но самое главное – развивать их связную речь. На практике мы заметили, что данный метод очень эффективен в развитии диалогической речи малышей, даже у очень застенчивых.
Например, мы показываем детям картинку, на которой изображен зайчик в лесу, и начинаем придумывать историю, что же может произойти с зайчиком.
Информационно-коммуникативные технологии
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Развитие функциональной грамотности в современном мире невозможно без знаний информационных технологий, поэтому очень важно в процессе обучения и воспитания детей их использовать. Педагог обязательно должен использовать компьютер и, если возможно, интерактивную доску в учебно-воспитательном процессе.
Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, умеющей принимать нестандартное решение, оригинально мыслящей, самостоятельной личности.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособ. / М. М. Алексеева. – М. : «Академия», 2019. – 400 с.
2. Бабунова Т. М. Основы дошкольной педагогики : учеб. метод. пособ. / Т. М. Бабунова. – М. : «Просвещение», 2018. – 267 с.
3. Бизикова О. А. Технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. / О. А. Бизикова. – М. : «Академия», 2016. – 93 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособ. / А. М. Бородич. – М. : «Академия», 2016. – 321 с.
5. Васильева О. С. Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. – 2016. – №1. – С. 32-41.
6. Васькова О. Н., Политыгина А. В. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста : учеб. метод. пособ. / О. Н. Вастькова. – М. : «Просвещение», 2017. - 245 с.
7. Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста : Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф., М., 2018. – С. 18-20.
8. Мосолкина Л. С. Использование мнемотаблицы в качестве дидактического материала: учеб. пособ. / Л. С. Мосолкина. – М. : «Академия», 2018. – 217 с.
9. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста : учеб. пособ. / Е. И. Тихеева. – М. : «Академия», 2017. – 389 с.
10. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия : учеб. пособ. / О. А. Шорохова. – М. : «Просвещение», 2016. – 289 с.