Ольга Николаевна Зыкина
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения
с семьями воспитанников
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников» размещена в разделах
Семья и дошкольные детские учреждения - два наиболее важных института социализации дошкольников. В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же способностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, определяющий его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации и мировоззрения в целом.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь ряд возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семь могут воспитать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится экскурсии по дошкольному учреждению с посещением групп, где воспитываются дети пришедших родителей. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем помочь. Содержание беседы локальное, значимое для родителей преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семейные практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат др.
Родительские конференции. Основная цель конференции – поделиться опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформления выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится то дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштаба. Важно выбрать актуальную тему конференции («Забота о здоровье малыша «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семь в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе их назидательно – поучительная форма обучения, клуб строит отношения на принципах доверительности, личной заинтересованности. В таком клубе объединяет общая проблема и своевременные поиски оптимальной помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамические структуры. Они могут слиться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от темы встречи и замысла устроителей.
Таким образом, сотрудничество детского образовательного учреждения и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения.