Наталья Пономарева
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»
Дж. Локк
С самого рождения ребёнка происходит духовно-нравственное воспитание, которое формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Истоки нравственного воспитания, сопровождают нас всю жизнь, влияют на поступки человека, формируют облик его личности, выделяют его ценности.
Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошёл разрыв норм морали, где материальные ценности доминируют над духовными.
Публикация «Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Духовно-нравственное воспитание – это важная задача, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня нашему обществу необходимо возрождение духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Культура общества, семья и образовательное учреждение – это та среда, в которой живет ребенок, где формируется его внутренний мир, его ценности.
Цель духовно-нравственного воспитания – это воспитание духовно-нравственной личности ребенка, знающей о своём народе, о его подвигах, о традициях.
Для достижения этой цели перед педагогами встают ряд задач:
воспитание начал патриотизма и гражданственности;
воспитание гуманного отношения к людям и окружающей природе;
воспитание духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации;
уважение к представителям других национальностей;
формирование уважительного отношения к труду.
В своей работе я использую такие педагогические технологии, как проектная, исследовательская, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная. Эти технологии помогаю в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй. Проведение совместных проектов, акций благоприятно влияет на взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Среди инновационных методов отмечу:
Использование элементов ТРИЗ. Это технология помогает развивать такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Так же в работе использую ИКТ, при этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.
Проектный метод является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил, так как лично является участником каждого этапа.
Отдельно хочется выделить, что модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.
Одна из таких форм - культурные практики, которые я использую в своей работе. В соответствии с основными видами детской деятельности использую следующие виды культурных практик, реализуемых во второй половине дня:
1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).
2. Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.
3. Творческие мастерские. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам в ходе кружковой работы («В мастерской народных умельцев», просмотр познавательных презентаций, оформление библиотечки («Книжкин дом», игры.
4. Сенсорные и интеллектуальные тренинги.
5. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Включение родителей в процесс духовно- нравственного развития детей реализовывается в следующих формах: проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; организован родительский уголок с наглядной информацией; проведены индивидуальные и групповые консультации; регулярно используется раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций; проводятся совместные досуги, творческие мастерские.
В процессе работы для выявления степени сформированности основ нравственной культуры проводила опросы, наблюдения, анализировала. Это помогло выявить проблему и противоречия.
Проблема: Нас окружает много иностранных слов, песен, фильмов, игр, гаджетов, на фоне этого теряется интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.
Противоречия:
развитие у дошкольников интереса к миру прекрасного и отсутствие условий в раскрытии творческого потенциала ребёнка в самостоятельной деятельности;
желание приобщать дошкольников к духовной культуре и недостаточно эмоциональная и техническая подготовленность ребёнка;
понимание значения личного примера взрослых в формировании основ духовно - нравственного воспитания детей и низкая активность родителей.
Анализируя проблемы и противоречия сделала для себя вывод: благодаря фольклору, в частности, пословицам, поговоркам потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче ощутит прелесть родной природы, усвоит представление народа о красоте, морали, познакомится с обычаями и обрядами, одним словом, впитает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Свою работу провожу по составленному перспективному плану, в котором основные направления:
1. Знакомство с атмосферой национального быта – создание интерьера русской избы «Горница», «Русская печь»
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, закличек).
3. Знакомство с народным искусством.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы.
Работа ведется по разделам.
1 Путешествие в историю
2 «Быт и традиции»
3 «В чудесном мире русского языка»
4 «Дело мастера боится»
У каждого педагога свои методы, свои секреты. Я использую духовно-нравственный компонент через разные виды деятельности, разные формы работы. Не забываю про волшебную силу художественного слова, театрализованную и продуктивную деятельность.
Все это помогает детям стать душевнее, помогает обретению новых представлений, новых, более высоких потребностей.
Решая задачи духовно- нравственного воспитания, организую культурные практики детей в совместной проектной деятельности со взрослыми.
С младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через проекты, знакомящие: с потешками, прибаутками; чтение русских народных сказок; драматизация, театрализованные представления, праздники (Рождество, Масленица, Синичкин день, Пасха).
В среднем дошкольном возрасте провожу работу по формированию нравственно- патриотических качеств через проекты, знакомящих детей с историей и культурой наших предков. Провожу беседы и просмотр презентаций с демонстрацией наглядного материала, что бы дети не только увидели, но и потрогали своими руками.
С детьми старшей группы беседую на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело». Для того что бы занятие наиболее запомнилось, предполагает использование в практической части различных видов продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепки. Всё творчество организуется в тематических выставках.
Так же объединяют целевые прогулки, экскурсии, а проведение праздника, посвященного Дню матери, стало доброй традицией.
Постепенно приобщая дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:
для детей:
- созданы внутренние предпосылки для эмоционального благополучия ребенка;
- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю
для родителей:
- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
В настоящее время я продолжаю работать по данной теме, используя новые педагогические технологии и формируя у моих воспитанников нравственные качества.