Юлия Башаева
Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня многие родители, имеющие детей с недостатками здоровья, выражают желание, чтобы их дети воспитывались и обучались в общеобразовательных учреждениях и массовых школах. Общество не против этого. Наоборот, в современном мире поощряется инклюзивное образование, подразумевающее доступное образование детей с особыми образовательными потребностями (далее – ОВЗ) в плане приспособления к различным нуждам всех детей. В настоящее время совместное обучение обычных детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ только внедряется в нашу жизнь. Обучающиеся с особенностями развития сталкиваются с рядом разнообразных сложностей, поступая на обучение в общеразвивающие образовательные учреждения (далее – ОУ). Эти сложности чаще всего связаны с недостаточным физиологическим развитием важных речевых и двигательных функций организма, с неуверенностью ребенка, особенностями его личности и темперамента, и общего возрастного развития. Чтобы совместными усилиями преодолеть эти проблемы, необходимо выстроить благополучное долговременное сотрудничество между семьей ребенка и педагогическим коллективом ОУ.
Публикация «Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Родителей обучающихся с ОВЗ можно условно поделить на две группы: адекватно воспринимающих ситуацию и принимающих ее, желающих адаптировать ребенка к жизни в обществе и родители, всяческими усилиями отрицающие наличие у своего ребенка недостатков развития и особых образовательных потребностей.
У педагогов в большинстве случаев появляются разногласия с группой родителей, не принимающих ситуацию развития своего ребенка. Старания учителя обратить внимание папы или мамы на недостатки развития ребенка игнорируются или порождают агрессию и нежелание общаться. Законные представители ребенка с ОВЗ склонны в таком случае списывать рекомендации учителей по обращению их с ребенком к узким специалистам или в медицинские учреждения на некомпетентность учителей. Мамы и папы также отказываются задуматься о переводе ребенка в коррекционный класс или специализированную школу. Бывают и обратные ситуации, когда представители ребенка начинают «таскать» его по разным специалистам, надеясь доказать образовательному учреждению, что ребенок «нормальный». Родители этой категории всячески отвергают попытки педагогов и специалистов пообщаться с ними и могут принять за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. Время для ребенка уходит, сотрудничество с родителями не выстраивается, более того, педагог получает конфликтную ситуацию.
Задача педагога-приложить максимум усилий в ситуации агрессии или равнодушия со стороны родителей и сделать их своими близкими соратниками в деле развития и обучения ребенка с недостатками в развитии. Необходимо как можно чаще рассказывать представителям обучающегося об успехах и малейших положительных сдвигах в развитии их ребенка. Родителям трудно становиться союзником для педагога, если каждый день приходится выслушивать, что их сын или дочь всем мешали, отвлекали внимание на себя, не слушались и так далее… В ответ на такие выпады со стороны педагогического коллектива, у папы или мамы возникает сразу ответная агрессия или желание отказаться от любого взаимодействия с учителями. Конструктивного общения будет гораздо больше, если выстраивать разговор с родителями от хороших новостей к собственно самим проблемам – в таком случае родители перестанут видеть со стороны педагога недовольство их ребенком и начнут прислушиваться к его советам.
Как вариант, не исключать возможность посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Всегда будет правильнее беседовать об особенностях обучающихся с представителями семьи с глазу на глаз.
Также мама или папа могут посетить коллективные или групповые занятия с участием их ребенком. Ведь некоторые родители действительно не видят проблем в развитии своей дочери или сына, потому что не знают, как они выполняют задания и поручения педагога, не видят их в общении с другими детьми. В условиях школы все особенности будут налицо. Нередко родители детей ОВЗ оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Педагог может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей такого ребенка к мероприятиям в классе или школе. Пусть сначала это будет подготовка костюмов, декораций, сценариев или что-то еще, не требующее общения с другими мамами и папами, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ОУ, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.
Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому педагогу нужно быть предельно корректным в общении с ними:
• Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.
• Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.
• Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».
• Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
• Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.
• Также важно помнить, что педагог в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.
Доктор психологических наук Г. А. Мишина в своей статье «Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития» (Мишина Г. А., 2010) пишет, что родители только в том случае будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам, если изначально почувствуют, что профессионал видит в них не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу. Чтобы это произошло со стороны родителей как можно раньше, необходимо всегда помнить, что практически все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимых знаний и навыков по воспитанию ребенка.
Установление правильных взаимоотношений педагога с родителями детей с ОВЗ требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать. Следствием такого отношения и взаимодействия обязательно станут положительный эмоциональный настрой обеих сторон. Родители будут уверены, что им помогут и не навредят ребёнку, а педагоги в своей работе будут учитывать мнение семьи. Взаимопонимание позволит лучше адаптировать ребёнка к обучению в школе, снять многие психологические проблемы, связанные с ОВЗ – и тем самым добиться более высокого качества обучения.
Литература
1. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. - Электрон, текстовые данные. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 204 с. - 2227-8397. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/70628.htm;
2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва) https://obrazovanie. perspektiva-inva.ru;
3. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития //Дефектология, №1, 2005. (в соавт. Т. В. Гордеева);
4. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru /84679.html;
5. Коррекционная и специальная педагогика (учебно-методическое пособие) (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 (в соавт. Е. Н. Моргачева);