МААМ-картинки

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства

Светлана Куликова
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (зрение)

средствами музыкального искусства.

Внутренний мир ребенка с особенными потребностями развития – очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь раскрыть, понять им свое Я, и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства» размещена в разделах

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладение им различными видами деятельности, в том числе и творческими.

Правильно настроенная работа по музыкальному воспитанию в детском саду для детей с особенностями в развитии, является важным направлением крорекционно – развивающей работы. Занятия музыкой создают благоприятный эмоциональный фон, привлекательный для детей дошкольного возраста.

Детям с нарушение зрения свойственны некоторые особенности в развитии. Их зрительное восприятие является не совсем полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления – ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у детей с нарушением зрения страдает цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого объекта – обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости ребенок может не заметить некоторых слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. При косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрении, что затрудняет формирование сложных пространственных представлений, сказывается на формировании зрительно – моторных координаций. На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживание динамических изменений, оценки линейных и условных величин. Все эти нарушения зрения ведут к неполноценному формированию пространственной ориентировки, которая является существенной частью свободного движения в пространстве, страдает точность, быстрота и координация движений. При фиксации движущихся объектов быстро развивается утомляемость.

Речь у детей с патологией зрения также развивается своеобразно. В настоящее время экспериментально доказано, что расстройства речи у детей с нарушением зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих детей. Эти расстройства многообразны. Они затрагивают речь, как целостную систему и проявляются в нарушении ее ведущих компонентов – фонематического, лексического, грамматического.

Таким образом, наличие зрительного дефекта влияет на развитие всех психических процессов и личности ребенка в целом. В связи с этим особое значение имеет своевременная работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Значительное внимание в этой работе уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности, ориентировки в пространстве.

Зачастую родители детей с нарушением зрения уделяют больше внимания физическому развитию своего ребенка, забывая о том, что огромную роль в развитии их ребенка играет творчество. Развивая творческие способности формируются коммуникативные умения и навыки, что способствует успешной социализации детей с ОВЗ. Необходимо активизировать творческий потенциал ребенка, создавая атмосферу поиска, радости, удовлетворения, развивать детскую индивидуальность, удовлетворять их творческие потребности и интерес.

Деятельность, в которой проявляются творческие способности любого человека, выступает музыкальное искусство. Оно носит творческий характер, включая в себя разнообразную творческую деятельность (импровизация, слушание, композиторские способности, двигательная активность, развивая при этом память, наблюдательность, мышление, интуицию, активно воздействует на развитие воображения, которое составляет основу творческих способностей. Помимо этого, музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка, побуждает интерес к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и на практике воспитания и обучения детей. Дошкольное образование предоставляет ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Коррекционно-педагогическая работа в условиях нашего ДОУ осуществляется постоянно и включает следующие направления:

1. Развитие остроты зрения :

• совершенствование цветного изображения;

• тренировка амблиопичного глаза;

развитие фиксации взгляда.

2. Развитие зрительного восприятия:

развитие прослеживающей функции глаза;

развитие и тренировка зрительного внимания;

развитие и тренировка зрительной памяти;

3. Развитие двигательной сферы :

• координации движений;

развитие мелкой моторики;

• формирование пространственного восприятия и

пространственных ориентировок;

4. Развитие функциональной речевой системы:

развитие четкого произношения слов (использование речевых гимнастик);

развитие просодических навыков (сила голоса, темп, интонационная выразительность);

• автоматизация речевых навыков;

развитие лексической и грамматической речи.

5. Развитие музыкально - слуховых представлений:

развитие музыкального слуха;

развитие звуковысотного слуха;

развитие тембрового слуха;

развитие динамического слуха.

Учитывая эти направления, коррекционно-педагогическая работа музыкального руководителя строится таким образом, чтобы НОД имел комплексный характер. Ведущую роль играет музыкальный руководитель, так как основное содержание занятий - это различные виды музыкальной деятельности детей : слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах. Занятия включают в себя подвижные и дидактические игры; песни, сопровождаемые движениями; физкультминутки, различные виды зрительной гимнастики.

На НОД дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом. Музыкальное сопровождение помогает детям развивать чувство ритма, слух, музыкальную память

Для обогащения речевого опыта на занятиях используется литературный текст: стихотворения, загадки, сказочные сюжеты. Применение сказочного сюжета, знакомого и незнакомого детям, объединяет занятие сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, расковывают детей, способствуют проявлению их творчества.

Упражнения на развитие дыхания, помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, продолжительного выдоха, его силы. В упражнения включается материал, произносимый на выдохе:

Например: вдохнуть - на выдохе произнести звук. А - А А. или слоги Да - Да. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.

Для развития общих движений на занятиях используются: подвижные игры, хороводы, физкультминутки, зрительная гимнастика, что позволяет детям со зрительными и речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память, повышают остроту зрения, развивают зрительное восприятие. Эти упражнения вырабатывают умение овладеть своим телом, укрепить мышцы, развить чувства ритма.

Упражнения на мелкую моторику развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи.

Проведение дидактических игр направленно на закрепление материала об окружающем мире. В НОД используются картинки, наборы игрушек.

В нашей работе речь, музыка и движения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется опорно-двигательный аппарат ребенка, развиваются голосовые данные, речь, зрительно - пространственная ориентация, детские эмоции.

Материал, используемый музыкальным руководителем на занятиях тесно, связан с деятельностью логопеда, воспитателя, тифлопедагога и является своеобразным дополнением в работе по коррекции зрения и речи.

Наш сад работает с детьми с нарушением зрения с 2013 года. Сначала было очень сложно понять специфику работы. У них наблюдались непроизвольность движений, замкнутость или наоборот возбудимость, неустойчивое, рассеянное внимание. Дети очень слабо ориентировались в пространстве, тем самым мешая друг другу. Тратилась масса времени на организацию работы с детьми, а продуктивности работы не было. Крайне сложно было их организовать и провести плодотворное полноценное занятие.

Пришлось задуматься, как же выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы у детей было максимально сконцентрировано внимание, чтобы им было интересно и познавательно приходить в музыкальный зал и чтобы мы с ними смогли выдавать хороший результат на развлечениях и праздниках.

Изучив литературу по особенностям развития детей с нарушением зрения, неоднократно консультировалась раньше и сейчас постоянно обращаюсь за помощью к нашим педагогам – дефектологам, которые оказывают огромную помощь в работе. Они присутствуют на моих занятиях, контролируют детей, помогают тем детям, которые не справляются с тем или иным заданием, находятся рядом с детьми, которые очень слабо видящие, выполняя движения вместе с ребенком, беря на себя функцию «зеркала», а иногда и делая движения руками ребенка. В определенный момент я поняла, что работа моя должна носить занимательный характер, способствовать снятию двигательной скованности, в работе нужно использовать множество световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров, что помогает легче развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения. Особенно полезны для детей с нарушением зрения оказались упражнения, танцы, игры с предметами, музыкально-речевые игры, а позже театрализация и конечно же исполнительство на простых музыкальных инструментах.

Для начала, чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве, в центре нашего зала круг. Он помогает детям и с нормой, но в большей степени эти яркие пятна на полу стали ориентировочной дорожкой для детей с нарушением зрения. Круг у нас сначала был сезонный, зимой были снежинки, осенью – листочки, весна, лето – цветы. Но с прошлого года у нас ноты, нотный стан, но тоже яркий и очень заметный для детей.

Но, к сожалению, один яркий круг на полу не решает всех проблем. В связи со своей особенностью здоровья, дети не могут в полной мере выполнять те или иные элементы танцев, ритмических движений, с которыми с легкостью справляются их сверстники с нормой. Поэтому для них я начала подбирать особый музыкальный материал, с которым дети справятся и не почувствуют себя не реализованными. Для более понятного и доходчивого понимания, повторяем на занятиях и закрепляем движения по нескольку раз, используя движения по тексту, по которому детям проще ориентироваться.

Для решения коррекционных задач, в своей работе использую следующий упражнения и игры, которые условно можно разделить на три группы:

1. Упражнения и игры, которые сами по себе содержат элементы коррекции.

Например, упражнения: «Бегите ко мне» (способствует развитию прослеживающих функций); «Птички летают» (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» (развивает пространственную ориентировку, «Смело идти и прятаться» (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки).

Игры: «Прогулка» (способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки, «Мотылек» (развивает прослеживающие функции глаза и пространственную локализацию, «Зеркало»(развивает подражательные функции, «Повтори» и «Сделай, как мы» (развивает зрительную память и движения подражательного характера). Позже, спасибо коллегам – музыкантам, мы начали включать так же танцы по показу под современную детскую музыку. Музыка детям знакома и они с радостью выполняют предложенные движения.

2. Упражнения и игры, которые дополнены коррекционными задачами.

Так, для успешного решения таких коррекционных задач, как ориентировка по цвету в упражнениях «Дождик», «Мячики прыгают, мячики покатились», Упражнение с различными атрибутами, играх «Чей кружок», «Солнышко и дождик» вводятся ориентиры определенных цветов.

3. Упражнения, танцы, игры с предметами:

• с мячами,

• обручами,

• лентами,

• игрушками,

• платочками,

• флажками,

• шарами,

Эти игры и упражнения помогают развитию зрительного анализатора, совмещая зрительный и слуховой образ.

Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какое-либо движение, должен быть изучен им при помощи зрения и осязания. Упражнения показываются детям с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно, делаем это вдвоем с воспитателем группы и, как я уже говорила, дефектологом, повторяем показ по нескольку раз, развивая у детей подражательные функции. При объяснении часто использую наглядно-игровые методические приемы во время занятий.

Что касается пения. Здесь тоже не все гладко. У большинства детей с нарушением зрения, в силу слабого мышечного тонуса, имеются так же и нарушения речи. (Уже говорила об этом выше) Но т. к. с детьми с нарушением речи есть опыт работы, то в работе со зрительными детьми я применяю те же приемы, что и с детьми с нарушением речи, если возникает такая необходимость. Это и ритмическое проговаривание текста песен, и похлопывание, простукивание ритма слов песен. Различные распевки. Правильное дыхание, правильная поза во время пения. И, опять же, правильно подобранный репертуар, который исполняется в основном под музыкальное сопровождение, а не под фонограмму. Так как перенасыщенность музыкальным фоном может пагубно сказаться на исполнительстве детей.

Так же дети способны не только голосом воспроизводить музыкальные произведения, но и создавать ее самостоятельно. И это тоже крайне важно. Для реализации музыкальных задач игра на музыкальных инструментах помогает детям развивать свою ритмичность, умение слушать и соседа и понимать, когда нужно вовремя вступать самому. Соблюдать правила игры на инструментах. Быть командой, быть одним целым всему коллективу.

При составлении утренников и развлечений учитывается специфика детей. Более простой сценарий, с простым песенным и танцевальным материалом, как я уже говорила, наполняется играми, которые так же адаптируются для детей с нарушением зрения. Это обязательные четкие ориентиры, границы, по которым дети определяют свое движение, направление. Оснащение обязательно должно быть ярким, чтобы дети могли без труда увидеть нужный предмет и выполнить с ним определенное нужное действие. На начальных этапах на праздниках основные роли исполняют взрослые. А дети лишь принимают посильное участие. Но со временем, детей включаем в процесс праздника, давая им не большие по речевому содержанию и двигательной наполненности, роли. И практически все дети отлично справляются с поставленными задачами.

Подводя итог, хочу сказать, что изначально сложность в моей работе заключалась в том, что я не знала многих нюансов, связанных со спецификой здоровья детей с нарушением зрения. Отсюда возникали некоторые трудности. Со временем появились наработки и опыт, который приобретался путем собственных ошибок и проб, изучением литературы, которой не так много и конечно же, мне очень помогает мое тесное сотрудничество с педагогами – дефектологами. Они всегда готовы помочь во всем, подсказать. Сейчас я уже знаю диагнозы каждого ребенка из групп, с которыми работаю, понимаю специфику рассадки детей на занятии соответственно их диагнозу. В папке взаимосвязи музыкального руководителя и педагога – дефектолога прописаны все рекомендации по каждому ребенку (зрительная нагрузка, перерывы между занятиями, зрительные гимнастики). Но я только в начале пути по работе с детьми с нарушением зрения. И буду дальше искать все новые и новые методы и приемы для облегчения нашей совместной работы.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Но если детство особый период в жизни человека Который нужно прожить содержательно и радостно. То спектакль - одно из самых простых И действенных.

«Волшебная бумага» — развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики«Волшебная бумага» — развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Бумагопластика открывает детям волшебный мир бумаги. Занятия бумагопластикой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Доклад: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Понятие "способность" употребляется в словаре русского языка С. И. Ожегова в двух значениях. В первом случае данный термин отождествляется.

Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра» «Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Цель: развитие творческих способностей, психологическое.

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных.

Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве.

Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра. Бояркина Елена Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №26 «Кораблик» г. Бердск, Новосибирская область «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства
Опубликовано: 1 октября 2017 в 11:50
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Куликова (УИ 237368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД