Получи документы

Использование народных игрушек как средство формирования изобразительной деятельности детей

Людмила Есипова
Использование народных игрушек как средство формирования изобразительной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ №2 с. Некрасовка

Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Выступление на педсовете по теме:

«Использование народных игрушек как средство формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила: Есипова Л. Н.

Воспитатель 12 и 3 групп

Некрасовка 2022

Народная игрушка и скульптура малой формы - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, народная игрушка понятна и доступна для восприятия самым маленьким детям, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Это курочка, петушок, соловушка, баран, коза, корова и т. д. Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы. Существуют различные виды народной игрушки, которые с успехом могут быть использованы на занятиях по рисованию.

Народные игрушки имеют свое традиционное содержание. Например, калининские мастера в основном изображают птиц. Содержанием Богородской игрушки является медведь, который представлен в различных ситуациях; часто его образ связан с сюжетами русских народных сказок. Дымковская игрушка изображает фигуру человека с маленькой головкой и довольно объемным и массивным туловищем; в филимоновской - с вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпой. Богородская деревянная игрушка, наоборот, дает вполне реальные пропорции всех предметов. Декоративное оформление игрушки и прежде всего ее роспись, в первую очередь обращает на себя внимание ребенка. Каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из кружков, колец, точек и полос. Филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами и точками. Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Они с удовольствием рассматривают их и раскрашивают силуэты как с натуры и по представлению.

Таким образом, каждый вид игрушек имеет свои особенности, которые с успехом можно использовать для обогащения детских представлений о предметах и явлениях окружающего мира, для углубления знаний о форме и способах изображения.

Дымковская игрушка используется в качестве игрового и сюрпризного моментов и как образец. Игрушка появлялась на занятиях по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки - крылатки пронзительно свистали - перекликались друг с другом. Показ всегда сопровождается художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек можно сказать:

Под наши веселые русские пляски они оживают, как будто бы в сказке!

Для того чтобы сказочный красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, можно использовать потешку:

Летели две птички, собой невелички, как они летали, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились сели, посидели, взвились, полетели, взвились, полетели, песенки запели.

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов –сходятся во мнении: детское рисование –один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

В своей работе с детьми я постараюсь реализовать проект «Народная куколка».

Мой проект «Народная кукла» является актуальным. Так как имеется необходимость обращения к истокам народной культуры, традициям, обычаям народа неслучайна. Так как помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, нравственно-патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к её истокам, обычаем, традициям и в то же время воспитать полноценную личность.

Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как, только на основе прошлого, из которого можно исчерпать массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения, можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное: социальный опыт, нормы поведения, общественные традиции из поколения в поколение — народ без будущего.

Проблема: дошкольники в недостаточной степени обладают развитой эмоциональной сферой

Цель моего проекта: - сформировать полноценную эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Проект построен с учетом принципов: доступности; системности и последовательности (работа будет проводится систематически при гибком распределении материалов).

Предполагаемый результат проекта: рост качества эмоционального развития дошкольников, повышение интереса к русской народной кукле, повышение познавательной и эмоциональной активности детей, активизация словарного запаса детей, оформление в группе уголка «Ателье», «Магазин Ткани», альбом «образцы тканей», изготовленные кукол для мини-музея, презентации проекта.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап: формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата; набор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы; ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех участников проекта.

2. Основной этап: НОД «Путешествие в прошлое», сюжетно-ролевая игра «Магазин-Ткани», интегрированное занятие по изо-деятельности «Коллективное создание альбома «Ткани», игровое занятие «Стирка и глажение белья», сюжетно-ролевая игра «Ателье», лепка нетрадиционным методом «Пластилинография» - «Наряд для куклы», игровое упражнение «Мир ткани», беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые, презентация «Куклы», в которые играли наши бабушки», НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями, их свойствами.», рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами, чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле, составление описательных рассказов «Моя любимая кукла», рисование «Нарисуй тряпичную куклу», мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Зайчик на пальчик", мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Мотанка».

3. Заключительный этап: Мини-музей кукол, изготовленных руками детей и родителями, оформление альбома «Образцы тканей» для группы, презентация проекта.

Результаты: обучая детей изготавливать кукол, мы сможем пробудить интерес дошкольников к истокам русской старины и формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Для создания будут нужны только лоскуты ткани и нитки.

Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даст возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, формировать полноценную эмоциональную сферу.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретут необходимые социальные навыки - они станут внимательнее друг к другу, начнут руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это основа полноценного и всестороннего развития личности. Она выражается в способности переживать свое отношение к окружающим людям и окружающему миру, сосредотачивая ребенка на ценностях и этических нормах повседневной жизни. Решающую роль играют условия, в которых растет и развивается дошкольник, а также практический опыт, который он получает в этих условиях. Включение эмоционально-развивающей среды в реализацию проекта «Народная куколка», а также представленных игр и упражнений в образовательный процесс поможет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

На этом не заканчиваю, а планирую продолжать и развивать работу над проектом «Народная кукла»: проследить историю возникновения и развития народной куклы

Для этого решить следующие задачи:

• рассмотреть виды кукол по их назначению;

• проследить историю развития местной куклы.

Методы исследования:

• анализ и систематизация научной литературы по теме;

• подготовка презентации изготовленных кукол.

План работы над темой проекта

1. Изучить с детьми тему «Возникновение первых кукол»:

-просмотр видео по теме;

- виртуальная экскурсия в музей первых кукол».

-рисование по теме «Образ первой куклы».

2. Рассмотреть виды кукол.

-дидактическая игра «Ах, эта куколка»;

- рассматривание альбома кукол.

3. Составление календаря изготовления кукол

- определение различного рода важных дат или праздников.

- изготовление самого календаря народной тряпичной куклы.

4. Подготовка и показ презентации изготовленных кукол

Публикации по теме:

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе»Фотоотчет «Использование геометрических фигур на занятиях по изобразительной деятельности в средней группе» Тема будущего проекта была выбрана на детском совете детьми и воспитателем средней группы. При обсуждении 3-х вопросов, дети предложили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование народных игрушек как средство формирования изобразительной деятельности детей
Опубликовано: 19 января 2025 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных игрушек как средство формирования изобразительной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Есипова (УИ 2133175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД