Любовь Владимировна Боркова
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста экспериментирование и исследовательскую деятельность можно отнести к их врожденной потребности. Ребенок рождается исследователем. Важнейшей чертой детского поведения является его неутомимая жажда новых впечатлений, наблюдать и экспериментировать, искать что-то новое. Детям дошкольного возраста важны и интересны в основном наглядные и практические методы обучения. Главная цель – это формирование у ребенка способностей творчески, самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере. М. М. Манасеина говорила, что в дошкольном возрасте детям нужно полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. И из этого следует, что детям важны факты, наблюдения и опыт.
Но из-за нехватки методической литературы, проработанности данного вопроса, новых творческих идей данный вид деятельности приводит к медленному внедрению в практику детского сада экспериментирования.
В федеральном государственном образовательном стандарте область познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательности мотивации; формировании познавательных действий, становлении сознания, развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов (п. 2.6).
На сегодняшний день вопрос познавательной активности детей очень актуален.
Основной особенностью детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объекты в ходе практического действия с ним, эти действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Для освоения требований общеобразовательной программы воспитания и обучения детей, я изучила практические и творческие сведения о детском экспериментировании, литературу на эту тему.
Проведение элементарных опытов является основным методом по экспериментированию. Дети являются активными участниками. Воспитатель ставит задачу, она должна быть сформулирована очень четко и ясно. После проведения опыта проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
В НОД я использую следующие формы:
1. Занятия-путешествия;
2. Беседы познавательно-эвристического характера;
3. Проектная деятельность;
4. Лабораторные работы;
5. Решение проблемных ситуаций;
6. Дидактические и развивающие игры;
7. Рассматривание, наблюдение, обследование;
8. Недели, посвященные какому-либо предмету;
9. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, передач, посвященных детям.
На прогулках провожу наблюдения за живыми и неживыми объектами и состоянием погоды, проводим экскурсии и целевые прогулки, практические упражнения. Создаем альбомы, стенгазеты. Для фиксации результатов опытов создаем чертежи, схемы, символы, макеты.
Детям нравится присматривать участки в проведении опытов. Они с удовольствием рассказывают родителям об увиденном.
В средней группе дети более самостоятельны, но контролировать действия детей необходимо. Знакомя детей со свойствами воды был проведен проект «Вода, вода - кругом вода». В ходе проекта были проведены следующие опыты:
1. Вода нужна всем.
2. Теплая – холодная.
3. Когда льется, когда капает.
4. Замерзшая вода и др.
Так же исследовали и другие объекты природы: камни, песок, землю, воздух, и др. Чтобы узнать из какого песка лучше слепить пирожок, провели опыт: сухой – сырой, сыпучий – липучий. При этом дети сами рассуждают, делают выводы.
После прогулки зимой дети часто забывают класть свои варежки сушиться. Воспитатель нечаянно оставила свои сырые варежки на ящике. Вечером сравнили варежки и сделали вывод, что на трубе сырая одежда высыхает быстрее.
Для большего интереса к познавательной деятельности мы исследуем проблемные ситуации на основе знакомых литературных героев. Например, красной шапочке надо как можно быстрее добраться к бабушке, но она не знает какая дорожка длинная, а какая короткая… Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. Братец Иванушка хочет путешествовать по реке на бумажном кораблике, подойдет ли он для этого? Как помочь Золушке пойти на бал, если туда пускают только в оранжевой одежде? И т. д. Дети с желанием помогают героям решить их проблемы, передают им опыт, рассказывают им, как нужно поступить в их ситуации.
Для развития детской познавательной активности мы создали в группе уголок экспериментирования, в котором расположили:
• Бросовый материал (ткани, деревянные и пластиковые предметы и др.)
• Разнообразные сосуды
• Разные виды бумаги
• Глину, песок, землю, перья, шишки и др.
• Увеличительные стекла, весы, машины
• Медицинские материалы: пипетки, стаканчики, вату, бинт и др.
• Различные крупы: мука, соль, сахар
• Детские фартучки из клеенки, перчатки, очки, полотенца, щетка, совок
• Схемы проведения опытов
Только совместное сотрудничество с родителями позволяет добиться успешного решения воспитательных и образовательных задач. Усилиями воспитателей и родителей можно добиться хорошего результата в воспитании ребенка. Эта деятельность так же интересна и увлекательна для родителей.
В уголок родителей были помещены консультации на тему «Опыты дома», «Мои первые опыты», «мы познаем мир». Было проведено родительское собрание «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома». Родители помогли сделать коллекции ракушек, гербарии цветов и листьев, открыток о природе, выставку книг о неживой природе.
И в заключении хочется отметить, что в ходе экспериментирования у детей дошкольного возраста обогащаются и систематизируются представления о материалах, явлениях природы, предметах, о животных, растениях и человеке. Л. С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем больше количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая деятельность.
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Тема Содержание Цель Форма организации
Вода Д/Упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу»,
«Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т. п. Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.
«Водичка, водичка»
Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. Режимные моменты
«Напоим кукол»
Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Часть занятия по познанию природного мира
«Волшебная вода»
«Чистые ручки»
Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Игра «Чистюли»
«Помощники» Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. Режимные моменты
«Найди пингвиненка»
Дать представление о том, что вода прозрачная. Опыт «Нырки»
«Прятки»
Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. Опыт
«Разноцветная водичка» Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. Часть занятия
по рисованию «Смешная клякса»
«Будем пить»
Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. Режимные моменты
«Что получиться?»
Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. Опыт
«Вкусная водичка»
Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. Опыт
«Заморозим»
Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. Опыт
«Разогреем» Дать представление о том, что лед может превращаться в воду. Опыт
«Теплая, холодная»
Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. Часть занятия
по природному миру «Вода, вода, кругом вода»
«Куда делась вода?»
Выявить процесс испарения воды. Опыт
«Откуда берётся вода?» Познакомить с процессом конденсации. Опыт
«Высушим»
Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. Часть развлечения «Цирк».
Песок «Песочек» Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. Игра «К нам гости пришли»
«Посыпалки»
Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. Опыт
«Испечем угощение»
Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. Часть занятия по лепке
«Волшебный песок».
«Следы» Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Игра «Кто оставил этот след?».
«Песчинки» Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. Наблюдение на прогулке
Воздух
«Поймаем воздух»
Дать представление о том, что воздух не виден. Игра «Воздушные шары».
«Наберем воздух в стакан» Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. Опыт
«Выпустим воздух из стакана» Дать представление о том, что вода может выместить воздух. Опыт
«Буря в стакане»
Дать представление о том, что воздух легче воды.
Игра «Воздух и вода»
«Утопим игрушки»
Дать представление о том, что воздух легче воды. Режимные моменты
«Мой веселый звонкий мяч»
Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Игра «Стукни и поймай».
«Лодочка плыви»
Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Часть занятия по развитию речи «Клоун Тепа в гостях у ребят».
«Сделаем ветерок» Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Наблюдение на прогулке
Камни
«Помоем камешки»
Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Опыт
«Легкий – тяжелый»
Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. Часть занятия по познанию природного мира «Удивительные камни».
«Теплый – холодный»
Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. Опыт
«Какой формы камень?» Дать представление о том, что камни имеют различную форму. Часть занятия по математическом развитию
«Гора и камешки»
«Помоем камешки» Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Опыт
«Твердый – мягкий»
Дать представление о том, что камни твердые. Опыт
Бумага «Бумажные листочки»
Дать представление о том, что бумага легкая. Опыт
«Тонкая – толстая»
Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. Опыт
«Порвем бумагу»
Дать представление о том, что бумага может рваться. Опыт
«Кораблик» Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. Опыт
Библиографический список.
О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе «Совместная деятельность взрослых и детей» Москва «Просвещение» 2012 год.
Л. Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности» Москва: Центр педагогического образования, 2015 год.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» 2001год.
Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2018 год.