Маркин Констанстин
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Подвижная игра с мячом — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры с мячом состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра с мячом — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх с мячом, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры с мячом рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр с мячом — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.
Подвижную игру с мячом можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры с мячом являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры с мячом всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Значение подвижных игр с мячом
Подвижные игры с мячом прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры с мячом оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Итак, подвижная игра с мячом — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Что же такое мяч
Мяч - круглый предмет, как правило, имеющий упругую поверхность и полый или набитый лёгким упругим материалом, предназначенный для игры или спортивных тренировок.
Мяч пришел к нам из давних времен. Мяч действительно использовался для игр и развлечений во всех странах и у всех народов.
Разные древние народности шили мячи из разных материалов: древние греки шили его из кожи, набив упругим материалом, вроде перьев птиц или мха, позже, спустя много-много лет они такой кожаный мяч научились надувать воздухом и называли его «фоллис», египтяне шили первые мячи из коры деревьев или полосок кожи, набивали его соломой, в Древней Японии мячи делали из мягкой кожи и набивали опилками.
Известные нам и по сей день резиновые мячи пришли к нам из Центральной Америке. Местные индейцы делали их из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев. Нам эта смола известна под названием «каучук». А Кристофор Колумб привез такой мяч в свою родную Испанию, ну а позже в каучуковый мяч «играла» вся Европа.
В наше время есть большое разнообразие мячей: баскетбольный, футбольный, волейбольный, теннисный, гандбольный и другие.
Роль мяча в физическом воспитании дошкольника
Дети с удовольствием выполняют разные действия с мячом: бросают, катают, ловят, метают, метают в цель, отбивают, играют в мяч и ногами, и руками, клюшками и ракетками. Мяч приносит им удовольствие, а вместе с тем и большую пользу в развитие. Ведь упражнения с мячами укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствующие выработки хорошей осанки. Упражнения с мячами различного объёма развивают не только крупные мышцы, но и мелкие, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Действия с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуется пространственная ориентация. В играх с мячом парами, группами дети учатся действовать сообща, помогать друг другу, поддерживать, сопереживать, сотрудничать и радоваться общей победе.
Теперь вы понимаете, как важно на занятиях по физической культуре не пренебрегать этим круглым предметом, а наоборот активно использовать игры и упражнения с мячом: на улице и в спортивном зале, на досугах и во время прогулки. Основная задача инструктора по физической культуре – научить всех детей уверенно владеть мячом.
Подвижные игры с мячом
Игры с ловлей и передачей мяча
«Поймай мяч». Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3--4 м и перебрасывают мяч. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он меняется местами с ребенком, бросившим мяч.
«Успей поймать мяч». Играющие становятся в 3--4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 2--2,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч игроку, стоящему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не займет снова место во главе колонны. Побеждает команда, быстрее закончившая игру. (Если ребенок не поймал мяч, водящий подбирает его и бросает еще раз).
Игры, обучающие ведению мяча
«Ловец с мячом». Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них - водящий. Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшем - ребенок, хорошо владеющий мячом.
Игры с передачей и ведением мяча
«Точно обведи». Воспитатель ставит по всей площадке (врассыпную) различные предметы - кубики, набивные мячи, бруски. Дети, отбивая мяч ногами, проводят его между ними.
Игровые упражнения и эстафеты с мячом
«Школа мяча». Играющие строятся в три-четыре колонны, в руках у первых игроков по одному мячу большого диаметра. Перед каждой колонной положен обруч (диаметр 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передает следующему, а сам бежит в конец своей колонны и т. д. Когда первый в колонне окажется снова на своем месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.