Приложение МААМ

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Ханхарова
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Самые далеко идущие успехи науки и техники расчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей в детском саду. Автором выявлена актуальность проблемы сенсорного развития дошкольников, описано использование разнообразных форм сотрудничества с родителями.

Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные способности, дети младшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.

Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера», продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Педагог побуждает  детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т. д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагог, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Для детей дошкольного возраста источником познания является чувственный опыт. С помощью сенсорного развития у детей формируются способности, развиваются умения в разных видах деятельности и повышается их готовность к школьному обучению. Много лет работая в детском саду, я заметила, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение, не имея чувственного опыта, у них плохо развиты сенсорные способности, мелкая моторика и глазомер. Исходя из моих наблюдений, мною было принято решение начать активно работать над данной проблемой. Стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они максимально стремились к познанию. Предметы обстановки мною подбираются таким образом, чтобы в них отражалось многообразие величины, цвета, формы и материалов. Своей яркостью, новизной и необычностью, созданная мною среда развивает инициативу и творчество дошкольников, побуждает детей действовать в ней и исследовать её. В группе так же создала сенсомоторный уголок. Разместила там пособия для организации и проведения игровых упражнений, включила альбомы для рассматривания, природные и бытовые материалы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы и много интересного для привлечения внимания детей младшего дошкольного возраста. А ещё в уголке присутствуют дополнительные материалы с целью использования в зависимости от потребности и темы недели. Работа с детьми проводится на протяжении всего дня в игровой форме, в неё я включаю все виды детской деятельности. Организуя работу с воспитанниками, стараюсь использовать как можно больше анализаторов, которые участвуют в восприятии. Это я делаю для того, чтобы ребятам было интересно, так они с интересом участвуют, получают огромное впечатление и отлично запоминают. Так же в своей работе активно использую развивающие игры с предметами, разные дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине, времени, вкусе, запахе, текстуре, звучании и об ориентировке в пространстве. С дошкольниками провожу наблюдения в природе, экспериментирую с природными материалами, организую игры – эксперименты с водой, с песком, землёй и глиной. При конструировании применяю игры в крупный и мелкий конструктор, с конструктором-лего, с развивающими кубиками, с мозаиками нескольких видов и различными шнуровками. При проведении ООД по изобразительной деятельности активно использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом и игры с разными красками. В двигательной деятельности детей использую упражнения на иммитацию, ходим с ними босиком по «дорожкам здоровья». С целью коммуникативного развития дошкольников применяю детские песенки, потешки, стихи, книги из разных материалов, с музыкальными эффектами, а также красочные книжки разных размеров. Активно использую в своей работе игры на развитие фонематического слуха, с различными музыкальными инструментами, игры с самодельными звучащими предметами, очень интересны детям театрализованные игры. А ещё мною активно применяются трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек с группой комнате, в которых ребята участвуют с интересом. Для семей воспитанников организовываю консультации, мастер-классы, беседы, создаю папки-передвижки. В уголке для родителей помещаю совместные задания по разным темам, распечатки игр и практические рекомендации. В свою очередь семьи дошкольников не остаются равнодушными к проблеме. Они стали активными участниками образовательного процесса, изготавливают для детей разные тренажеры, с большим интересом участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы. Проанализировав результаты проделанной мною работы, я заметила положительную динамику. Дети начали активнее проявлять интерес к предметам окружения и их свойствам. Ребята с большим удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, а я смотрю и восхищаюсь тем, как они проявляют эмоции радостного удивления и словесную активность. У дошкольников повысились способности целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия. Кроме этого, они стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. В ходе организованной мною работы с включением всех участников образовательного процесса заметно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. А также мне удалось повысить компетентность родителей по сенсорному развитию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Я считаю, главным условием познавательного развития является своевременное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Список литературы 1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с. 2. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 251 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 12:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ханхарова (УИ 2170913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД