Ирина Злобина
Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существуют объективная проблема, затрудняющая воспитание трудолюбия у дошкольников : снижение внимания к трудовому воспитанию (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей. Педагоги отмечают необходимость раннего начала трудового воспитания дошкольников, так же отмечается необходимость использования труда в развитии нравственно волевых качеств дошкольников. Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников игры в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности ребенка.
Публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к трудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ребята учатся использовать простейшие инструменты, изучают свойства разных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за порядком и чистотой в групповой комнате, ухаживают за комнатными растениями, помогают сервировать столы, прибирать игрушки. Дома дети также могут помогать родителям, выполняя простейшие трудовые поручения. Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В процессе игровой деятельности могут быть реализованы разделы содержания таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям больше знаний. Современные дети владеют гораздо большей информацией и знаниями, чем их сверстники 100 лет назад, они быстрее решают логические задачи. Но в то же время отмечается, что интересы современных детей ограничены, а игры однообразны. Современные дети не умеют находить себе занятия в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Если говорить о современном поколении детей, изначально, нужно сказать, что ребята в наше время или совершенно не играют, или сюжетно-ролевой игре уделяют слишком мало времени и внимания. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра - спутник детства, ведущая деятельность, которая тесно переплетается с трудом и учением. В игре задействованы все стороны личности; ребенок находится в движении, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активизируются психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие. Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи как: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец; и педагоги: Р. И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное: в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра расширяет практический мир детей, и обеспечивает им внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Таким образом, следует сделать вывод, что понятие, компоненты, сущность сюжетно-ролевой игры взаимно связаны с трудовой деятельностью. И именно использование сюжетно-ролевых игр обладают широкими возможностями формирования навыков трудовой деятельности. В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту во взаимодействиях детей с взрослыми и сверстниками, которые влияют на все компоненты трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста