Ирина Пискалова
Консультация для родителей «Игрушки и их роль в развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вспоминая детство, в памяти всплывают нежные руки мамы и, у каждого своя, любимая игрушка. Говоря о детстве, большинство из нас подразумевает игрушки. Однако, не все знают, наряду с ценностью личной для каждого из нас, игрушка имеет общечеловеческую ценность. Следовательно, взрослым необходимо очень ответственно выбирать игрушки для своего малыша.
Публикация «Консультация для родителей „Игрушки и их роль в развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
На первом этапе жизни познание ребёнка сводится к маме, а также к ее улыбке. Знакомство ребенка с первыми игрушками и предметами происходит при общении с мамой. В данный момент жизни малыш нуждается в различных погремушках, резиновых колечках, подвесных игрушках. Они отличаются яркостью и находятся в поле его зрения, вызывая интерес. Немного позднее, с появлением хватательных действий, ребенку нужна возможность функционировать с предметом: бросать его, греметь им и т. п. Прекрасно, если игрушка будет издавать определенные звуки. В период 6-9 месяцев для развития интеллекта ребенка можно включить игрушки-вкладыши. Последовательно в предметный мир крохи можно добавлять кукол и животных из эластичных безопасных материалов. Они должны иметь крупные составные части и четко прорисованные черты лица. С 9 до 12 месяцев ребёнок обрадуется игрушкам-забавам : барабанящим мишкам, клюющим птичкам и т. д. Мир предметов малыша 10-12 месяцев следует пополнить кубикам, несложными пирамидками, состоящих из 3-5 колец. Большинство родителей в недоумении, ребёнок данного возраста всё «пробует на зуб». Этому есть свое объяснение: Во-первых, у крохи прорезаются зубки; во-вторых, рот для малыша – одно из средств познания, наравне с глазами и руками. А родителям не следует забывать о своевременной дезинфекции игрушек.
В возрасте 1-3 лет ребенок становится более самостоятельным. Он самостоятельно передвигается. В данный период можно приобрести ребёнку мягкую игрушку, которую он будет укладывать спать рядом с собой. А контейнер для игрушек и помощь взрослых помогут крохе усвоить, что игрушки живут в «своем домике».
Функции предметов ребенок усваивает к 3-м годам. Именно игра поможет усвоить, что кушать нужно с тарелки, а сидеть на стуле. Следовательно, количество детских игрушек нужно увеличивать, добавляя предметы посуды и мебели. Их размеры должны приближаться к детским, а вес быть более лёгким. В этом возрасте ребёнок копирует быт взрослых. Миниатюрное отображение действительности даст возможность ребёнку беспрепятственно освоиться в обществе ровесников и реализовать свои способности. К 3-м годам игрушки малыша увеличиваются в размерах: значительной величины машины, куклы и т. д. В ассортимент игрушек включаются конструкторы, различные виды пирамидок. Данные игрушки комментируют ребёнку действия с ними. Предположим, пирамидка, имеющая конусообразный стержень, не допустит, чтобы ребёнок беспорядочно надел на него колечки. Малышу необходимо понять принцип устройства пирамидки. Аналогично устроены знаменитые матрёшки. Даже если одну из них разместить неверно, остальные не будут дружными сёстрами. Помимо указанных игрушек, в уклад жизни ребенка нужно включать соответствующие возрасту настольные печатные игры.
В период 4-5 лет внимание ребёнка привлекают различные наборы, такие как солдатики, зверюшки, семья. Он придумывает вариации игр с ними. В этот период ребёнку доступны практически все виды игрушек : куклы, предметы профессиональной деятельности, строительный материал, головоломки. Направления игры разделяются по половому признаку: девочки предпочитают кукол и всё, что имеет к ним отношение, а мальчики - транспорт, оружие и т. д. Вместе с тем, у тех и у других совершенствуется интерес к всевозможным мозаикам и лото.
К 6 годам у ребёнка проявляется интерес к конструированию, моделированию, т. е. к играм, предполагающим соорудить что-либо собственными руками.
Указанные игрушки относятся к «готовым конструкциям», т. е. выполнены заводским способом, их предназначение уже заложено в них. Но не стоит упускать из виду предметы-заместители. Это не менее значимая группа игрушек. По мнению взрослых, она состоит из совершенно бесполезных вещей, бытовых отходов. Тем не менее, это ценнейший потенциал для развития творчества и фантазии ребенка. Сюда можно отнести различные палочки, кружки, лоскутки, дощечки, коробочки, баночки, части предметов и многое другое. Вводить перечисленные предметы в игру малыша целесообразно с 2-3 лет. В данный период активизируется речь ребенка. При включении в игру вымышленной ситуации, предметы-заместители помогают расширить жизненное пространство ребенка.
Возможно, вы подумаете: «Все из указанных игрушек стоят денег, но не все могут себе это позволить!» Это действительно так. Но, следует уяснить для себя одно правило: «Игрушки следует выбирать, а не коллекционировать!» Конечно, вы купите своему малышу игрушки. А ведь некоторые из них несложно сотворить собственными руками. Для малыша они будут такими же прекрасными и значимыми, как и приобретенные в магазине. Включите воображение - и у вас получится невероятное. Остатки строительных материалов помогут папе сконструировать мебель для кукол, транспорт. Используя остатки пряжи и лоскутки ткани, мама сделает куклу и сошьет для неё гардероб. Это сэкономит семейный бюджет и предоставит возможность сблизить членов семьи.
Выбирая в магазине игрушки своему ребенку, не упустите следующие моменты:
безопасность (проверьте качество и материал, из которого она изготовлена);
эстетика;
соответствие возрасту;
многофункциональность (максимум действий ребёнка с игрушкой).
Уважаемые мамы и папы, помните: любая, даже очень дорогая игрушка, не заменит живого общения с любимыми родителями!