Ирина Косушкина
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании
основ патриотизма у детей с ОВЗ»
Автор: Косушкина И. И.,
воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ» «Виктория»
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Важным условием патриотического воспитания детей с ОВЗ является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Воспитание высоконравственной личности, патриота и гуманиста невозможно без опоры на народную педагогику. Стержнем народной педагогики является семья. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций, обычаев, и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается народом. Использование элементов народной педагогики в семейном воспитании позволяет достичь больших результатов в деле воспитания народа-патриота
Основы патриотического воспитания детей закладываются в семье. В семье человек познает поведенческие модели, определяет цели жизни. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.).
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для патриотического воспитания. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей с ОВЗ требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится реабилитационный центр или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.
Хорошо, когда проекты включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Анкета для родителей
1. Ф. И. О. анкетируемого ___
2. Возраст___ Пол___
3. Состав семьи ___
4. Образование___
5. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родины?
Конечно, да
Пожалуй, да
Не уверен
Пожалуй, нет
Конечно, нет
6. Кто в большей степени способствует формированию таких качеств как преданность своей Родине, патриотизм, чувство национальной гордости:
Семья
Школа, реабилитационный центр
7. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи?
О значимости семьи? Как на это реагирует ребёнок?___
___
8. Сколько лет вы живете в Тольятти?___
9. Знаете ли Вы историю нашего края, города?
Хорошо знаю.
Кое-что знаю.
Ничего не знаю.
10. Проявляете ли Вы интерес к истории родного края, города?
Да.
Да, но нет возможности.
Читаю, если попадется что-то в газетах.
Мне не интересно.
11. В каком возрасте необходимо начинать изучать наш край, город? Почему?___
12. Напишите, чем можно гордиться, проживая в нашем городе? ___
13. Какие, по вашему мнению, нравственно-патриотические чувства можно воспитать в детях с помощью изучения настоящего и исторического прошлого нашего города, края?
Любовь к родителям.
Любовь к Родине.
Бережное отношение к природе.
Бережное отношение к культурному наследию.
Чувство гордости за людей, построивших наш город.
Чувство уважения к людям труда.
Ваш вариант ответа ___
14. Совершая прогулки по улицам города, рассказываете ли Вы об истории города? О достопримечательностях и памятниках?___
___
Если да, то о каких? ___
15. Что, по Вашему мнению, характеризует настоящего патриота?
знание истории, обычаев и традиций
знание государственных и национальных символов (герб, гимн, флаг) и уважение к ним
уважение к родному языку, умение грамотно писать и говорить
бережное отношение к природе
помощь ветеранам, пенсионерам
гордость за свою страну
готовность защищать Родину
любовь к своему городу
16. Выскажите, пожалуйста, свое отношение к г. Тольятти:
Мне нравится этот город, я не хотел бы жить в другом месте
В целом, меня устраивает этот город, но я хотел бы жить в другом месте
Мне не нравится этот город
Мне трудно оценить свое отношение к городу (что-то нравится, а что-то – нет)
17. Что Вам нравится в г. Тольятти?
Это чистый, благоустроенный, уютный, озелененный город
Мой дом, двор, улица
Насыщенная культурная и спортивная жизнь
Много разнообразных учебных заведений
Есть возможность заниматься спортом
Современный молодежный город
Мне нравятся люди, которые здесь живут
Живописные окрестности и места загородного отдыха
В этом городе престижно жить, его знают во всей стране
Много красивых зданий, памятников
18. Задает ли Ваш ребенок вопросы познавательного характера? Как часто? ___
19. Хотите ли Вы, чтобы в нашем Центре проводились занятия по изучению родного края?___
20. Хотите ли Вы, совместно с Вашим ребенком участвовать в проектах, направленных на формирование у детей основ патриотизма? Если нет, то почему?
___
Спасибо за сотрудничество!