Шаповалова Алла Петровна
Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Воспитание у дошкольников сознательное отношение к рисованию через игровую деятельность
Предварительная работа:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
1. Анкетирование воспитателей «Методы и приемы в работе с младшими дошкольниками по рисованию».
2. Выставка детских работ «Волшебная палитра»
3. Буклеты для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке
Демонстрационный материал:
Мультимедийное оборудование, презентация.
Раздаточный материал:
- кисти, карандаши;
- шаблоны домов, дороги, окна;
-списанные авторучки, линейки, бумага, трафареты с геометрическими фигурами;
- смайлики радость-грусть (релаксация).
План мероприятия:
1. Особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте.
- блиц-опрос «Материалы для занятий по изобразительной деятельности»
- буклеты «Правила работы с изобразительным материалом на занятиях ИЗО»
2. Приемы на закрепление и обучение техническим навыкам
- игра «Воздушные рисунки»,
- игра в парах «Рисунок невидимка»,
- игровое упражнение «Весёлый карандашик».
3. Использование различных методов и приемов в рисовании
4. Релаксация «Радуга настроения».
Ход мероприятия:
I. Особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте. Обучение детей изобразительной деятельности в детском саду начинает осуществляться с раннего возраста. Каковы же особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте?
Проводится блиц-опрос с молодыми педагогами «Материалы для занятий по изобразительной деятельности»(слайды 3-8, после правильного ответа появляется развёртка-бумага)
Младшая группа
Продолжать учить детей держать карандаш, кисть, не слишком сильно их сжимая
Закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
Учить детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков. Изображать предметы окружающей действительности: падают листья, идет дождь.
Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие, пересекать их.
Учить изображать предметы округлой формы, прямоугольной (солнышко, яблоко, платочек)
Средняя группа
Учить детей использовать краски и карандаши следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, а так же их оттенки
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура.
Учить детей правильно передавать в рисунке расположение частей, их соотношение по величине
Изображать круглую, овальную, прямоугольную, треугольную формы
Учить изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одном листе.
Воспитателям ручаются буклеты «Правила работы с изобразительным материалом на занятиях изодеятельности»
II. Приемы на закрепление и обучение техническим навыкам.
Чтобы воспитать сознательное отношение к занятиям, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать кисть, карандаш.
Проводится игра с воспитателями «Воздушный рисунок"
Предложить всем присутствующим взять в руки кисть или карандаш (на выбор) и несколько раз произвести движение рукой в воздухе вверх- вниз, слева-на право, нарисовать круг, квадрат.
Воспитатель:
- В отдельных случаях, если после одного зрительного восприятия ребенок не может выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги.
Воспитатели работают в парах «Рисунок невидимка».
Один педагог рисует пальчиком на листе бумаги, а второй отгадывает что изображено.
Воспитатель:
- При этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинетически. В младших группах показ обязательно сопровождается пояснением. Дети продолжают рисовать преимущественно гуашью и фломастерами и совершенствуют свои навыки комбинирования прямых линий с мазками и замкнутыми контурами. Помимо этого, учите детей аккуратно, не вылезая за рамки, закрашивать нарисованные контуры гуашью. К окончанию обучения в младшей группе ребенок уже должен уметь правильно держать в руке кисть или фломастер, а также уверенно изображать простейшие фигуры.
В младшей группе:
При рисовании круглых форм следует вырабатывать свободу движения руки без излишнего нажима на карандаш и кисть.
Надо добиваться движения непрерывного, слитного, предлагая по несколько раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, поясняя свои действия.
Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья (фон разный). Техническая задача в этом случае будет решаться в единстве с эстетической.
Продолжается выработка прочного навыка владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки. Так, положение кисти по отношению к бумаге может быть наклонным (при рисовании широких линий и мазков) и вертикальным (при рисовании тонких линий и точек). Воспитателю следует добиваться легкости движения, усвоения навыка рисования без опоры рукой о стол или при опоре только до локтя; прикосновения к бумаге концом кисти; усвоения навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности размаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур, равномерности движений.
Проводится игровое упражнение «Весёлый карандашик».
Воспитатели работают на плоскостных шаблонах (дом, дорога, окно). Выполняют штрихи в одном направлении в пределах контура сверху вниз (дом, слева направо (тропинка для колобка, по косой (дождь за окном).
- Обращайте внимание на то, чтобы движение карандаша при закрашивании неотрывное (туда-обратно, а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу.
В средней группе, как и в младшей, прежде всего, называются те движения и действия, которые показываются. Более сложные действия, включающие несколько более простых, расчленяются и каждое действие показывается и называется отдельно. При этом подчеркиваются слова «теперь», «потом», «после этого».
При дальнейшем усвоении навыка больше самостоятельности в показе и назывании действия предоставляется детям, воспитатель их только поправляет, дополняет. Навык можно считать усвоенным, если дети самостоятельно, без напоминаний применяют и действуют при этом свободно.
Знакомятся с предметами овальной формы, дети учатся называть эту форму и определять как овальную. Путем вопросов дети подводятся к определению различия между кругом и овалом, шаром и яйцом. При рисовании круглых и овальных форм надо усвоить различие в характере движения.
На глазах у детей несколько раз подряд нарисуйте круги и овалы, поясняя различия в движении: при рисовании круглой формы движения производятся равномерно закругляясь, рисование овала требует с 2-х сторон более закругленного движения, а с 2-х более выпрямленного. При этом на первых порах овал следует рисовать значительно более удлиненным, чем яйцо, назвав эту форму, например, огурчиком.
Когда представление о круге и квадрате закреплено, можно вернуться к рисованию прямых линий и форм прямоугольного контура.
Уточняется знание детьми треугольника – обращается внимание на то, что боковые стороны его образуются наклонными линиями. Представление об этих линиях можно закрепить, обратив внимание на наклон горки, с которой дети катаются.
Совет: Если у вас не получается рисовать правильные геометрические фигуры для показа детям используйте небольшую «хитрость» - прорисуйте их списанным стержнем авторучки или уголком линейки на листе бумаги используя трафареты круг, квадрат, треугольник (на бумаге останется след, показ воспитателям).
В конце 2 или начале 3 квартала вводятся занятия декоративным рисованием. Дается прием мазка, получаемого путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге и отрывания ее. Это как-бы печатание кистью. Чтобы мазок получился ровным, кисть следует полностью погрузить в краску. Сначала дети наносят мазки в одном направлении, затем в разных направлениях. Кроме мазков, в узор вносятся прямые полосы, точки. Элементы узора, просты и однообразны, красота их в ритмичности этих элементов и в расцветке. Эти качества узора и отрабатываются.
Содержание рисунков можно брать из окружающей жизни, используя полученные детьми впечатления, сюжеты сказок, стихов.
Предоставляйте детям возможность изображать интересное, динамичное содержание, зная, что что-то они выразят в словах, а что-то средствами рисунка.
III. Использование различных методов и приемов в рисовании
Для первой младшей группы в рисовании основной прием – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т. д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе
На занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.
В средней группе
В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Кроме того, учим детей рисовать разными красками так, чтобы рисунок был более реалистичным. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.
Детям от 4 до 5 лет могут быть предложены следующие сюжеты для рисования: «Зимушка-зима побелила терема», «Осень в гости к нам пришла», «Весна-красна» - выполненные гуашью деревья с коричневым стволом и кроной (закрашенным овалом) подходящего цвета, «Грибы» (шляпка и ножка закрашены разными цветами, «Ёлочка колкая иголочка» (закрашенная гуашью елка, украшенная разноцветными шарами, «Дом» (контур дома с окнами и дверями.
VI. Релаксация «Радуга настроения».
В завершении нашей встречи хочется напомнить, что детские рисунки — это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру.
Поэтому, если наша с вами встреча была познавательна разместите на «радуге» с «весёлых» майликов,нет – «грусных».
Итог. "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста" - говорил Пабло Пикассо.