Светлана Витальевна Дмитриева
Роль полихудожественной деятельности в эмоционально-чувственном развитии младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с чувственным миром человека – это необходимый этап развития ребенка, который превращается в задачу музыкального дошкольного образования и развития. Становление и развитие целостной личности человека происходит благодаря освоению и творческому преобразованию социокультурного опыта.
Публикация «Роль полихудожественной деятельности в эмоционально-чувственном развитии младшего дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане эмоционально – чувственного, музыкального, так и общего психического развития ребенка. Всем известны слова психолога Б. М. Теплова: «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». В процессе рассказа о музыке и её анализа у дошкольника развивается речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, ребенок становиться более свободным и творческим. Поэтому музыкальному воспитанию уделяется столь важная роль в дошкольном образовании в целом. Но ведь музыка – это только часть общей культуры человека.
Как показать детям связь музыки с другими видами искусств, дать понять, что музыка – это тоже художественный образ, только в звуках, дать детям возможность творчески развиваться, приобретать эмоционально – чувственный опыт. Такую непростую задачу поможет нам решить организация полихудожественной деятельности.
В ходе моей многолетней работы, я напрямую столкнулась с проблемой недостаточности материала по раскрытию эмоционально – чувственной сферы младшего дошкольника. Задачи по восприятию художественных образов слишком однозначны и имеют узконаправленный характер. Не давая возможности ребенку больше себя проявить. Конечно, младший дошкольник не способен ярко охарактеризовать художественный образ, но он способен выразить свои эмоции в движении, цвете, мимике. А задача педагога развивать эмоционально – чувственные проявления маленького человека. Как нельзя лучше, для этого, подходит полихудожественная деятельность. Согласитесь, очень похоже на синтез искусств, где сочетаются в одном несколько видов искусств, но синтез искусств очень сложен для восприятия маленькому ребенку. Полихудожественное деятельность же – это как основа, как почва для маленьких ростков эмоционального развития младшего дошкольника. Проще говоря – это разнообразная художественная деятельность, которую будет организовывать педагог, в сочетании с музыкой. Применять художественное слово при прослушивании музыкальных произведений, обращать внимание детей на окружающий мир и его красоту, использовать изобразительное искусство.
Развитие эмоционального отношения детей к музыке предполагает наличие интонационного опыта и музыкально – эстетических знаний, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку и избирательного осознанного отношения к своим музыкальным впечатлениям, развитие у младшего дошкольника способности проявлять эмоциональное отношение к художественному материалу, сравнивать и передавать свои впечатления при помощи движения, цвета, голоса, пения, мимики.
Работа с детьми в данном направлении очень часто проводится по «частичному» принципу. То есть в стремлении «выполнить» часть музыкального занятия «слушание - восприятие» педагог, зачастую номинативно занимается данным видом музыкальной деятельности, особенно если это младший дошкольник. Ведь нужно еще повторить песни, танцы и т. д. к очередному празднику. В результате слушание проводится от случая к случаю, дети перестают воспринимать музыку как носитель художественного образа, не владеют музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в итоге становиться менее выразительным. Ребенку сложнее петь, танцевать, разыгрывать небольшие сценки, так как эмоционально- чувственный опыт не накапливается или вовсе прерван. Но представьте себе, если все части музыкального занятия будут соответствовать идеи развития эмоционально – чувственной сферы. Например, когда слушание- восприятие имеет продолжение в пении. Ведь можно найти и художественное слово, которое плавно переведет ребенка от процесса слушания к пению, а затем и к музыкально – ритмическим движениям. Даже если дети слушали грустное музыкальное произведение, можно вспомнить предыдущий опыт, где звучали радостные или лирические оттенки и попросить ребенка передать это в песне или движении, а затем на одном из вечеров досугов организовать музыкально – художественную гостиную, где дети смогут в цвете и различных образах передать эмоциональные впечатления при процессе слушания – восприятия. И как конечный итог – организация различных выставок, вернисажей или музыкальных гостиных.
Педагог должен обеспечивать непрерывность полихудожественной деятельности, тем самым выстраивая единую линию образовательного и развивающего процесса.
Таким образом педагог обеспечивает генерирование ярких эмоционально – чувственных проявлений детей, активизацию творческих способностей, которые будут хорошей основой для дальнейшего этапа развития дошкольника.