Иванов СергейИванович
Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать
Статья: «Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения»
В статье рассмотрена ключевая роль педагога с точки зрения современных подходов к организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения.
Автор: Томсон С. В., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Аннотация: в статье рассмотрен феномен здоровьесберегающей компетенции, заключающийся в формировании способности и готовности педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды, понимание ценности формирования грамотного отношения к здоровью воспитанников социозащитного учреждения, предлагается усилить составляющую социального партнерства и ответственность организации за создание здоровьесберегающей образовательной среды с целью повышения эффективности решения проблем охраны, поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в условиях социозащитного учреждения.
Ключевые слова: образование, здоровьесберегающая образовательная среда, образовательный процесс, здоровьесбережение.
Актуальность освещаемой темы определяется насущной необходимостью сегодняшнего дня обратится к проблемам здоровьесбережения вообще, и создания здоровьесберегающей среды любого образовательного учреждения в частности.
Трансформационные преобразования в социуме выявляют объемную проблему здоровья подрастающего поколения. Современные требования общества и профессиональной практики к здоровью молодежи не соответствуют реальной сложившейся системе педагогического сопровождения процессов формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. Поэтому логично, что озвучивается необходимость теоретического осмысления и практической разработки и осуществления организационно-педагогических условий создания здоровьесберегающей образовательной среды у воспитанников социозащитных учреждений.
Одним из таких условий, на наш взгляд, можно определить формирование способности и готовности педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Немаловажно также и понимание ценности формирования грамотного отношения к здоровью обучающихся и педагогов, что формирует мотивацию сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Исходя из того, что запрос на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения транслируется от различных социальных институтов: семья, детский сад, школа, вуз, сфера производства, экономика в целом, становится понятным, что в решении этого вопроса заинтересованы все перечисленные участники. Соответственно, в случае решения проблемы здоровьесбережения, можно отметить необходимость социального партнерства всех представленных социальных институтов. Этот феномен в сфере образования транслирует идею добровольного взаимовыгодного сотрудничества для решения общих задач [5].
Нам представляется интересным и важным социальное партнерство учреждений здравоохранения и образовательных учреждений различных уровней по подготовке и переподготовке педагогических кадров в вопросах организации здоровьесберегающей образовательной среды. В ряде современных публикаций отдельно подчеркивается, что освоение педагогами способов решения проблемы создания здоровьесберегающих условий в образовательном процессе происходит через формирование его здоровьесберегающей компетентности. Она подразумевает способность и готовность к здоровьесберегающей деятельности и организации образовательной среды, ориентированной на охрану и укрепление здоровья всех участников. Зимина И. С., Кондратенко Е. В. предлагают формулировку этой компетенции понимать как интегративную характеристику личности, которая определяется степенью осознания социальной и личностной значимости здоровья и здоровьесберегающей деятельности, наличием установки у педагога на овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими способность к организации здоровьесберегающей образовательной среды и анализу результатов своей деятельности в области здоровьесбережения [2]. Авторы исследований отмечают недостаток уровня профессиональной компетенции педагогов в плане обеспечения безопасности, сохранения здоровья и обеспечения успешной социализации [3]. Невозможно не согласиться с утверждением о необходимости охраны здоровья не только для подрастающего поколения, но и для педагогических работников, для которых ценности охраны и сбережения здоровья должны стать личностными и профессиональными ценностями, неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Поскольку, выполняя свои профессиональные функции в образовательном процессе, педагог должен обладать важными качествами, которые позволяют генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. При этом, педагогическая подготовка преподавателей профильных вузов обозначена сегодня как актуальная проблема исследований и насущная необходимость реальной практики. Профессиональные педагогические функции преподавателя вуза складываются из реализации следующих компетенций: компетенции в области научно-исследовательской работы, предметно-профессиональной подготовки и педагогической компетенции, в которую, по нашему мнению, входит способность и готовность к здоровьесберегающей деятельности. Проблема повышения уровня педагогической подготовки, формирования и совершенствования педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава вуза решается через организацию в системе дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации, тематического усовершенствования педагогов, профессиональной переподготовки. На примере профильных университетов возможно проанализировать ситуацию с образовательной деятельностью в сфере последипломного образования. В профильных университетах, как правило, функционирует факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов как базовое подразделение университета по осуществлению дополнительного профессионального образования. Например, в Ростовском государственном медицинском университете повышением квалификации 77 педагогов профильных вузов занимается кафедра педагогики. В этом ключе в ее задачи входит: осуществление психолого-педагогической подготовки профессорско-препо-давательского состава вуза всех специальностей с использованием инновационных технологий образовательного процесса в высшей медицинской школе; проведение обучающих семинаров и тренингов для преподавателей [4, ]. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей всех специальностей включает совершенствование коммуникативной и профессионально-этической культуры; обогащение знаний о функционировании психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, основ здоровья, здорового образа жизни. Также можно согласиться с авторами в идеях о том, что педагогическое взаимодействие с обучающимися должно выполнять принцип здоровьесбережения – сохранение здоровья детей на заданном уровне. Здоровьесберегающая образовательная среда – такая учебная среда, в которой благодаря формированию здоровьесберегающей компетенции обеспечивается формирование здорового образа жизни обучающегося, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, к окружающей среде, контролируются все составляющие здоровья [1, 6].
Фундамент физического и психического здоровья личности закладывается до 7 лет. В связи
с этим возрастает значимость реализации целей и задач технологии сохранения, укрепления
здоровья в работе с дошкольниками.
Согласно педагогической теории В. Ф. Базарного, необходим системный подход к
развитию ребёнка для его комплексного гармоничного формирования на всех этапах
созревания и взросления. Основные положения его авторской здоровьесберегающей
методики:
• Используется режим меняющихся поз (ребёнок может работать стоя за конторкой и
сидя за столом в течение занятия).
• Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, применяется «режим
зрительных горизонтов», когда дидактический материал размещается на
максимально возможном от детей удалении на так называемых сенсорных крестах,
которые подвешены к потолку.
• Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажёра (своего рода
траектории, по которым дети «бегают» глазами).
• Выполнение речемоторных упражнений происходит под шаговый ритм.
• С целью погружения детей в цветной и яркий, движущийся мир и расширения
зрительных горизонтов используются «экологические буквари» (настенные панно,
на которых изображены лесные пейзажи: деревья, река с мостиком, берлога, лесная
избушка и др.).
Технологии здоровьесбережения могут внедряться не только в непосредственную
образовательную деятельность (НОД, то есть занятия (физкультурные, по ознакомлению с
окружающим миром, но и в другие направления осуществления образовательного
процесса в приюте:
• проведение досуговых мероприятий (прогулок, развлечений, например, «День
спорта», «День здоровья»);
• оформление предметно-развивающей среды (например, создание стенгазеты,
приуроченной ко Всемирному дню здоровья 8 апреля, для уголка здоровья);
• выполнение режимных моментов (к примеру, с помощью беседы о правилах
гигиены в процессе мытья рук после прогулки, гимнастики пробуждения).
Ежегодно с воспитанниками 1–2 раза в год проводится День здоровья, призванный
способствовать эмоциональному восприятию детьми информации о ЗОЖ. Однако в
приюте День здоровья отличается от того, что обычно принято понимать под этим
мероприятием в школе. В приюте это скорее похоже на «День открытых дверей», когда все
занятия носят спортивный характер.
Выполнение учебной программы по образовательному курсу в том или ином направлении
осуществляется через разные виды деятельности: НОД, досуг, выполнение режима. Одной
из форм работы в рамках этих видов является проект.
Проект — это продуктивная форма работы над отдельными аспектами тем разных
образовательных направлений для реализации целей и задач учебно-воспитательного
процесса. В частности, воспитания инициативности, развития творческих способностей и
расширения кругозора воспитанников социозащитного учредения. Проекты по здоровьесбережению, как и по тематике других областей знаний, могут быть:
• краткосрочными;
• долгосрочными.
Краткосрочные проекты
Этот вид проектной деятельности включает создание:
• плакатов (с рисунками или оформленные коллажем);
• стенгазет;
• буклетов;
• рисунков.
Кроме того, краткосрочными проектами являются:
• экскурсии;
• развлечения.
Долгосрочные проекты
В проектах этого вида теоретическое осмысление темы совмещается с её практическим
воплощением, поэтому заниматься ими нужно дольше, распределяя материал между тремя
этапами работы:
• подготовительным (основным приёмом является чтение художественной
литературы по теме, например, при рассмотрении темы, связанной с гигиеной, дети
перечитывают «Мойдодыра» К. Чуковского);
• проведением проекта (к примеру, инсценировкой «Друзья-витамины», где
персонажи беседуют о значении каждого из них для здоровья человека,
организацией развлечения (например, досугового физкультурного мероприятия
«Мама, папа, я — спортивная семья» и пр.);
• составлением отчёта о выполнении работы (презентации и доклада для
родительского собрания, организации совместного досуга по физкультуре).
Примерами долгосрочных проектов по здоровьесбережению в группе воспитанников
являются такие темы:
• «Быть здоровыми хотим»;
• «Я вырасту здоровым»;
• «Где прячется здоровье?»;
• «Ключик здоровья»;
• «Здоровье — это здорово»;
Таким образом, только комплексное использование всех средств помогут решить задачу
по оздоровлению детей и укреплению их организма. Педагог, несомненно, играет ключевую роль в организации здоровьесберегающей образовательной среды, образовательная организация несет ответственность за создание такой среды, социальное партнерство институтов образования всех уровней будет способствовать оптимизации анализируемых процессов.
Итак, детально рассмотрев эту проблему, хочется обратиться ко всем педагогам : наша
профессия очень ответственная, воспитатель играет немаловажную роль в воспитании
детей. От нас зависит очень многое, и, даже здоровье детей - в наших руках! Мы
должны, и просто обязаны использовать здоровьесберегающие и
здоровьеформирующие технологии в процессе оздоровления детей дошкольного
возраста.
Литература:
1. Аббасова Л. И. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в образовательной организации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 3–7. 78
2. Зимина И. С., Кондратенко Е. В. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 335–343.
3. Сукталиева Э. В. Управление социозащитными учреждениями по организации здоровьесберегающей среды // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2018. № 3. С. 256–260.
4. Цквитария Т. А. Социальное партнерство как фактор развития непрерывного образования // Мир науки. 2018. Т. 6. № 4. С. 32.
6. Шутюк Л. Н., Лесникова С. Л. Вопросы здоровья субъектов образовательной среды в школах // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 5 (52). С. 273–278.